Древние жители Центральной Азии развели кур ради яиц

На это указали фрагменты скорлупы из 13 археологических памятников

Группа ученых проанализировала фрагменты яичной скорлупы из 13 памятников, расположенных в Центральной Азии. С помощью молекулярных методов они выяснили, что большинство находок представляло собой остатки куриных яиц, самые древние из которых датированы примерно 400 годом до нашей эры. Как сообщается в статье, опубликованной в журнале Nature Communications, вероятно, уже в последних веках I тысячелетия до нашей эры в этом регионе разводили породы кур, способных нести яйца в течение значительной части года.

В настоящее время домашние куры (Gallus gallus domesticus) представляют собой самых многочисленных сельскохозяйственных животных. Они произошли от диких банкивских джунглевых кур (Gallus gallus), которые сегодня обитают во влажных лесах на юге и юго-востоке Азии. Генетические исследования показали, что все домашние куры ведут свое происхождение от общего предка — подвида, обитающего на юго-западе Китая, севере Таиланда и в Мьянме.

При этом до сих пор нет однозначного ответа на вопрос, когда именно люди приручили этих птиц. В недавних работах ученые продемонстрировали, что сегодня с уверенностью можно говорить об одомашнивании кур лишь со времени между 1650 и 1250 годами до нашей эры. При этом генетические данные указывают на то, что линии домашних и диких популяций разошлись между 12,8 и 6,2 тысячи лет назад. Но сопоставимые по возрасту останки однозначно прирученных кур до сих пор не встречались.

Кроме того, ученые продолжают исследовать вопросы, когда эти птицы попали в другие регионы. На этот раз статью, посвященную этой теме, представила группа ученых во главе с Робертом Шпенглером III (Robert Spengler III) из Института геоантропологии Общества Макса Планка. В ней исследователи сосредоточили свое внимание на фрагментах яичной скорлупы из 13 археологических памятников, расположенных в Центральной Азии, которые находились на Шелковом пути. Самые ранние находки относились примерно к 400 году до нашей эры, а самые поздние — к X–XII векам нашей эры.

Чтобы выяснить, каким птицам принадлежали яйца, ученые обратились к масс-спектрометрической пептидной дактилоскопии. Она показала, что лишь два образца из одного памятника не были скорлупой куриных яиц. Так, в одном случае исследователи определили, что находка представляла собой фрагмент яйца представителя отряда гусеобразных, к которому относятся, например, гуси, утки и лебеди.

Благодаря контексту, в котором археологи нашли яичную скорлупу, а также ее количеству, ученые выдвинули гипотезу, что она принадлежала курам, которые неслись в течение значительной части года. То есть они уже отличались от своих диких предков, которые обычно откладывали яйца раз в год. По-видимому, яйценоскость пород, разводившихся в Центральной Азии в последних столетиях I тысячелетия до нашей эры, была выше, и, возможно, давала людям возможность получить дополнительный источник питания.

Недавно археологи сумели выяснить, когда первые куриные яйца вошли в рацион людей, живших к северу от Альп. Так, они обнаружили фрагменты скорлупы в древней яме с отходами, которая датируется IV веком до нашей эры.

В лаосской Долине кувшинов нашли мегалитическую урну с человеческими останками