Основными предками земледельцев докерамического неолита Кипра назвали выходцев из Анатолии

На это указал анализ трех древних геномов

Палеогенетики проанализировали три недавно опубликованных генома древних людей с Кипра, которые проживали на этом острове примерно в 7600–6800 годах до нашей эры. Полученные результаты указали на то, что около 80 процентов предков этих людей происходили от популяции, генетически близкой к населению центральной части Малой Азии эпохи докерамического неолита. Остальной вклад в генофонд внесли люди, которые происходили от левантийских охотников-собирателей эпохи эпипалеолита или ранних земледельцев. Как сообщается в статье, опубликованной в журнале Scientific Reports, смешение двух групп, вероятно, датируется временем между 14 и 10 тысячами лет до нашей эры.

Кипр достаточно далеко удален от материка, поэтому неудивительно, что первые охотники-собиратели добрались до него лишь в середине XI тысячелетия до нашей эры, то есть в эпоху эпипалеолита. Археологические данные указывают на то, что этими переселенцами могли быть выходцы из Леванта. Уже в первой половине IX тысячелетия до нашей эры на острове появились поселения первых земледельцев, которые культурно также были близки к левантийскому населению эпохи докерамического неолита А. Кроме того, уже с этого времени местное население поддерживало контакты с Малой Азией, откуда, например, происходил найденный на археологических памятниках обсидиан.

Генетическая история древнейшего населения Кипра пока остается малоизученной. Однако в 2022 году ученые опубликовали три генома, которые принадлежали людям из памятника Киссонерга-Милуткия. Теперь Александрос Гераклидес (Alexandros Heraclides) из Европейского университета Кипра совместно с соотечественником и коллегами из Великобритании и Греции представил результаты анализа ДНК этих древних людей. По словам ученых, интересующие их останки датируются поздним докерамическим неолитом B — примерно 7600–6800 годами до нашей эры.

Проведенный анализ показал, что, вероятно, эти люди произошли в результате смешения двух популяций. Первая из них генетически похожа на население докерамического неолита из центральной части Малой Азии — возможно, оно проживало где-то в районе Ликаонской равнины, которая находится на юге Анатолийского плоскогорья. На долю этой популяции приходится около 80 процентов вклада в генофонд. Оставшийся вклад, судя по моделям, внесли люди, генетически похожие на эпипалеолитических охотников-собирателей из Леванта — носителей натуфийской культуры или их более поздние потомки, живших в начале эпохи неолита.

По расчетам ученых, наиболее вероятно, что две предковые популяции смешались примерно между 14 и 10 тысячами лет до нашей эры. По их мнению, земледельческие группы из Анатолии переселились на Кипр, где смешались с проживавшим там менее малочисленным населением левантийского происхождения. Однако этот вывод пока основан на данных всего из одного археологического памятника. Возможно, в других частях Кипра ситуация отличалась. Кроме того, ученые отметили, что теоретически изученные древние жители Кипра могли происходить из одного ближневосточного источника, а не двух. Однако такой источник остается неизвестен.

База древних геномов регулярно пополняется новыми образцами. Например, недавно мы рассказывали, как из четырех археологических памятников, расположенных в Венгрии, ученые получили ДНК сразу 424 человек. Их анализ позволил изучить социальную организацию раннесредневековых авар и, в частности, выяснить, что, возможно, в некоторых случаях они практиковали многоженство и левират.

Генетики идентифицировали двух внучатых племянников Джорджа Вашингтона