Недалеко от Рима нашли останки древнейшей курицы Италии

Палеозоологи исследовали два фрагмента птичьих костей, которые нашли вместе с кремированными человеческими останками в погребальной урне X – первой половины IX века до нашей эры из некрополя Монтекукко. Морфологический анализ показал, что эти кости принадлежали древнейшей известной на территории Италии домашней курице. Вероятно, птицу или ее часть использовали в качестве ритуального подношения. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Quaternary International.

В XXI веке куры стали самыми многочисленными позвоночными животными. Их популяция оценивается примерно в 22 миллиарда голов, при этом ежегодно около 60 миллиардов особей отправляется под нож. Современные домашние куры (Gallus gallus domesticus) произошли от диких банкивских джунглевых кур (G. gallus), которые обитают во влажных лесах Юго-Восточной Азии. Хотя время доместикации этих птиц остается предметом дискуссии, недавние генетические исследования показали, что все домашние куры происходят от птиц, населяющих юго-запад Китая, север Таиланда и Мьянму.

Время появления кур в Европе – вопрос также дискуссионный. Ученые предполагают, что эти птицы были завезены из Леванта, то есть по средиземноморском маршруту, или оказались в Европе через территорию Северного Китая и России. Так, по одной из гипотез, распространение кур связывали с расселением финикийцев. Хотя куриное мясо и яйца использовались в качестве пищи, в древности птицы обладали важным ритуальным значением. Яркие пернатые, приветствующие начало дня громким кукареканьем, вполне могли быть частью мифологии и церемониала, включавшего петушиные бои. Например, исследование куриных останков из Британии показало, что долгое время местные жители выращивали преимущественно петухов, которые даже порой доживали до двух–четырех лет. Во многих регионах Европы, по всей видимости, широкое разведение домашних кур ради мяса и яиц началось лишь после распространения христианства.

Кьяра Ассунта Корбино (Chiara Assunta Corbino) из Шеффилдского университета совместно с коллегами из Великобритании и Италии исследовала останки птиц, найденные в домовидной погребальной урне из некрополя Монтекукко, который находится в итальянском городе Кастель-Гандольфо. Это захоронение археологи относят к культуре Лация и датируют первой половиной IX века до нашей эры или X — началом IX века до нашей эры. Прошлые исследования показали, что в погребальной урне находились кремированные останки юноши или подростка, а также две птичьи кости.

Палеозоологи отметили, что птичьи останки представлены локтевой и плечевой костями, максимальная длина которых составляет 22,2 и 21,2 миллиметра соответственно. Эти фрагменты костей оказались сильно обожженными, поэтому ученые предположили, что птица или ее часть находились на погребальном костре вместе с умершим, возможно, в качестве ритуального подношения. Морфологический анализ этих находок показал, что кости демонстрируют характерные для домашних кур черты, отличающие их от других представителей отряда курообразных (Galliformes), которые обитают в Италии. Ученые отметили, что теоретически кости курицы можно было спутать с останками обыкновенного фазана (Phasianus colchicus) или обыкновенной цесарки (Numida meleagris). Однако их присутствие в Италии в то время маловероятно, поскольку оба вида были завезены в регион существенно позже.

Палеозоологи подчеркнули, что они не проводили радиоуглеродный анализ этих костей, поскольку это потребовало бы уничтожения одного или обоих фрагментов. Однако, по их мнению, контекст находок достаточно надежный для того, чтобы принять первоначальную датировку — не позднее первой половины IX века до нашей эры. Тем самым исследованные кости представляют собой самые древние останки курицы в Италии. Ранее таковыми считались находки останков птиц и яичной скорлупы, которые датировались VIII веком до нашей эры. Однако широкое распространение кур в Италии, видимо, произошло еще несколько позже — с VI века до нашей эры, причем примерно до III века до нашей эры их останки встречаются в основном в ритуальных и погребальных контекстах.

Недавно на N + 1 рассказывали, что археологи нашли древнейшее съеденное куриное яйцо к северу от Альп. Скорлупу обнаружили в Баварии во время раскопок ямы с отходами, датированной IV веком до нашей эры. Кроме того, американские антропологи выяснили, что небогатые жители Помпей могли позволить себе яйца кур и куропаток.

Ранние неандертальцы разделали пещерных и бурых медведей