Небогатые жители Помпей могли позволить себе яйца куриц и куропаток

Американские антропологи изучили состав найденной в одном из районов Помпей скорлупы от птичьих яиц и определили, что наиболее популярными у небогатых горожан были не только яйца кур, как и предполагали исследователи, но и яйца куропаток. А вот яиц морских птиц обнаружено не было, за исключением лишь одного фрагмента скорлупы яйца, вероятно, баклана. Исследование опубликовано в Journal of Archaeological Science: Reports.

Большое количество скорлупы птичьих яиц в археологических памятниках эпохи Древнего Рима (

,

), а также многочисленные упоминания об употреблении в пищу различных птиц и их яиц в письменных источниках того времени (Плиний Старший «Естественная история», Варрон «О сельском хозяйстве», Катон Старший «О сельском хозяйстве», Колумелла «О сельском хозяйстве», Апиций «О кулинарии») свидетельствуют об их доступности разным слоям населения.

Древние римляне ели мясо и яйца кур, уток и гусей, а также диких и одомашненных голубей, горлиц и дроздов. И если яйца диких птиц — это сезонный ресурс, хотя их можно хранить долгое время без специальных условий, то яйца птицы домашней доступны в любой сезон. Самой распространенной птицей, согласно археологическим находкам, была курица (Gallus gallus domesticus). Птичьи (особенно куриные) яйца содержат незаменимые для человека аминокислоты и вообще являются ценным источником питательных веществ. Широкая доступность и низкая стоимость сделала яйца очень популярными продуктом среди не слишком обеспеченного населения Римской империи.

Антропологи из Университета штата Нью-Йорк в Буффало под руководством Ариэль Тайвалкоски (Ariel Taivalkoski) воспользовались данными многолетнего проекта «Pompeii Archaeological Research Project: Porta Stabia (PARP:PS)», чтобы оценить долю яиц различных птиц, упоминаемых в античной литературе, в диете жителей небогатых районов Помпей.

Проект «Pompeii Archaeological Research Project: Porta Stabia (PARP:PS)» Университета Цинциннати и Американской Академии в Риме направлен на определение и изучение социальных и экономических связей в городе. Он охватывает два квартала (VIII.7 и I.1), расположенных у культурного центра притяжения жителей Помпей — Треугольного форума, а также рядом с одними из семи городских ворот. Оба квартала заполнены как жилыми домами, так и лавками и мастерскими.

Материал (птичьи кости и скорлупа), необходимый для исследования, был получен из нескольких траншей в 7 квартале VIII района. Траншеи были заложены в дренажных стоках в домах, где велась коммерческая или производственная деятельность. Все владения имели выход на via Stabiana — крупную и довольно оживленную улицу Помпей. Причем эта территория, согласно данным раскопок, находилась в непрерывном использовании с VI века до нашей эры до 79 года нашей эры. Большинство извлеченных птичьих костей относились к периоду со 125 года до нашей эры по 34 год нашей эры, образцы яичной скорлупы, использованной в исследовании, — к периоду с 80 года до нашей эры до 79 года нашей эры.

Для исследования была разработана модель распределения скорлупы птичьих яиц на памятниках римской эпохи, основанная на более ранних зооархеологических исследованиях и частоте упоминаний в античной литературе. Авторы предположили, что больше всего скорлупы будет от куриных яиц, чуть меньше ожидалось скорлупы голубиных яиц. В случае с гусями и утками авторы заметили в источниках, особенно в рецептах, больший интерес к мясу этих птиц, нежели к их яйцам. Соответственно, и в расчетной модели яйца гусей и уток занимали небольшую долю. По экономическим причинам еще меньший процент исследователи отвели яйцам диких или экзотических птиц.

Для таксономической идентификации фрагментов скорлупы антропологи использовали сканирующий электронный микроскоп. Изучая ее морфологию, структуру и состав, они смогли установить таксоны трех четвертей из всей пригодной для исследования скорлупы. Результаты оказались не так близки к ожидаемым, хотя победу уверенно одержали куриные (Gallus gallus domesticus) яйца. А вот на втором месте по численности скорлупы оказались яйца не голубей (Columba Sp.), как предполагали исследователи, а серых куропаток (Perdix perdix).

Особенно удивительным оказался факт, что в изученной исследователями античной литературе нашлось лишь несколько упоминаний о выращивании куропаток ради мяса и всего три рецепта с ним, а об употреблении яиц куропаток сведений нет. Кроме того, в археологической выборке костей останки куропаток практически отсутствуют. Авторы предполагают, что это могли быть яйца диких куропаток, собранные в природе, а не купленные помпейцами. Или же эти яйца могли быть сопутствующим продуктом выращивания куропаток на мясо для элиты общества.

Яйца голубей заняли третье место, существенно уступив в процентном отношении яйцам куриц и куропаток (меньше 2 процентов против 55 процентов и 13 процентов соответственно). Один фрагмент скорлупы ученые лишь частично идентифицировали как скорлупу яйца морской птицы, возможно, баклана.

Как признаются авторы исследования, оно было проведено на небольшой выборке образцов из трех траншей одного из районов Помпей. Анализ выборки большего количества скорлупы и с большей территории может быть значительно информативнее. Использование методики, по которой проводилось исследование, как считают авторы, будет полезно в уточнении действительной роли птиц в диетах древности, поскольку анализ только археологических костей не дает полной картины.

Питание жителей Помпей давно заботит исследователей. Так, мы рассказывали о древнеримских столовых в материале «Термополий — забегаловка античных Помпей» и о том, что антропологи выявили различия в питании у жертв извержения Везувия.

Юлли Улетова