Южноафриканских людей среднего каменного века заподозрили в ношении обуви

На это указал анализ небольшого количества окаменевших отпечатков

Археологи и палеоантропологи из США и ЮАР исследовали три палеоповерхности с древними отпечатками ног, которые ранее нашли в Южной Африке. Ученые пришли к выводу, что некоторые следы еще в среднем каменном веке могли оставить люди, которые носили обувь. Если предположения авторов новой работы верны, то находки потенциально представляют одни из древнейших свидетельств того, что гоминины умели изготавливать обувь около 100 тысяч лет назад и даже раньше. Однако, как сообщается в статье, опубликованной в журнале Ichnos, полученные результаты пока не выглядят бесспорными. Среди недостатков новой работы авторы отметили небольшой размер палеоповерхностей со следами и отсутствие прямых датировок.

Вопрос о том, когда и где появилась первая обувь (как и одежда), остается открытым. На сегодня древнейшие прямые свидетельства этому происходят из США, где еще в 1938 году под слоем вулканического пепла археологи обнаружили сплетенные из волокон полыни сандалии, возраст которых составляет примерно 9,2–10,5 тысячи лет. В Евразии сопоставимых по возрасту находок нет. Самые ранние примеры происходят из армянского пещерного комплекса Арени, где нашли 5500-летний кожаный ботинок, а также из Альп, где в 1991 году обнаружили знаменитую ледяную мумию Этци, носившего теплую многослойную обувь (подробнее о нем и его гардеробе читайте в материале «Из пропасти во льду»).

Другие свидетельства скорее косвенные. Например, антропологи, проанализировав кости ступней людей из Сунгири, живших около 35,1–33,4 тысячи лет назад, и 40-тысячелетнего индивида из китайской пещеры, пришли к выводу, что эти люди носили обувь. Более того, благодаря расположению украшений костюмов в могилах сунгирцев, ученым достаточно надежно удалось реконструировать их одежду и обувь. Известны также несколько плейстоценовых памятников, где сохранились следы, которые могли оставить люди в обуви. Среди них французские пещеры Фонтане (мадлен) и Кюссак (граветт), а также потенциально 80-тысячелетние неандертальские следы из коммуны Ле-Розель и, возможно, 135-тысячелетние следы из Греции.

Чарльз Хелм (Charles Helm) из Университета Нельсона Манделы совместно с коллегами из США и ЮАР обратил внимание на три местонахождения с древними отпечатками ног, ранее обнаруженные на самом юге Африки. По данным исследователей, эти находки представляют собой единственные (за исключением одного местонахождения с Аравийского полуострова) следы возрастом более 46 тысяч лет, приписываемые людям современного анатомического типа (Homo sapiens).

Немногочисленные следы, обнаруженные на трех палеоповерхностях, по мнению ученых могли оставить люди в обуви. На это указывают четкие края отпечатков, отсутствующие следы пальцев ног, а в отдельных случаях и углубления, которые могли остаться от ремешков, которыми обувь крепилась к ноге. Кроме того, исследователи провели эксперимент, во время которого они прошли по влажной и мягкой поверхности дюны в сандалиях на твердой подошве, после чего изучили изображения получившихся следов. Полученные результаты, по их данным, служат еще одним аргументов в пользу того, что древние отпечатки оставили обутые люди.

При этом ни у одной из исследованных палеоповерхностей нет прямой датировки. Так, возраст двух местонахождений ученые определили по ближайшим аналогичным породам, датированным с помощью метода оптически стимулированной люминесценции. Для одной из них ранее был определен возраст от 79 ± 9 до 148 ± 10 тысяч лет, для другой — от 79 ± 9 (или от 73 ± 5) до 136 ± 7 тысяч лет. Еще одна приведенная в статье датировка расположенных неподалеку горных пород предполагает, что один из следов мог быть оставлен между 140 ± 8,3 и 91 ± 4,6 тысячи лет назад.

Несмотря на неопределенность с возрастом трех изученных палеоповерхностей, а также с небольшим количеством проанализированных следов, исследователи склоняются к тому, что их оставили обутые люди. Однако они подчеркивают, что более уверенно об этом можно будет говорить, если удастся найти протяженную цепочку подобных следов. Кроме того, для идентификации отпечатков обуви древних людей следует разработать более четкие критерии.

Ранее на N + 1 рассказывали о древней обуви, вытаявшей из-подо льда в Норвегии. Сначала археологи сообщили, что обнаружили остатки кожаной туфли возрастом около 1700 лет, а затем поведали и о более древней находке, возраст которой примерно 3100 лет.

В Шёнингене обнаружили 300-тысячелетние следы ног вымерших людей