Горную породу из Швабского Альба обнаружили в Парижском бассейне
Французские ученые исследовали 866 артефактов из гагата, найденных на 13 стоянках мадленской археологической культуры, возраст которых составляет около 16,5–14 тысяч лет. Они выяснили, что обитатели этих стоянок, расположенных в районе горного массива Юра и в Парижском бассейне, пользовались сырьем, добытым в Швабском Альбе. Причем в одном случае залежи гагата находились примерно в 500 километрах от того места, где его нашли. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Archaeological and Anthropological Sciences.
Около 21 тысячи лет назад, когда на Земле еще не закончился максимум последнего оледенения (26,5–19 тысяч лет назад), начала складываться мадленская археологическая культура, которая просуществовала примерно до 14 тысяч лет назад. Свое название эта культура, памятники которой обнаружены на обширной территории от Пиренейского полуострова до Польши, получила в честь стоянки Ла-Мадлен, открытой во Франции во второй половине XIX века. Судя по данным генетики, ее распространение связано с популяцией, пережившей максимум последнего оледенения в рефугиумах (климатических убежищах), которые располагались на Пиренейском полуострове и юге Франции.
Носители мадленской культуры жили во времена, когда климат характеризовался сменой периодов потепления и похолодания. В основном они охотились на северных оленей и лошадей, занимались рыболовством и собирательством. Мадленцы стали активно обрабатывать кость и рога, из которых, в частности, изготавливали характерные роговые наконечники копий, гарпуны и прочие орудия. Однако наиболее яркая черта этого времени — это расцвет монументального и мобильного искусства. К первому, в частности, относятся знаменитые росписи во французской пещере Ласко (Ляско) и испанской Альтамире. Ко второй группе относятся разного рода предметы искусства малых форм, например, многочисленные гравюры на кости или каменных плитках.
Каролин Пешо (Caroline Peschaux) из Университета Невшателя и Бертран Лигуи (Bertrand Ligouis) из Тюбингенского университета отметили, что в эпоху мадлена люди стали чаще выбирать в качестве сырья для изготовления украшений мягкие горные породы, которые достаточно легко обрабатывать. Так, между 16,5 и 14 тысячами лет назад популярность приобрел гагат — плотная и вязкая разновидность ископаемых углей черного или коричнево-черного цвета. Особенно многочисленны изделия из этого камня на мадленских стоянках, обнаруженных рядом с горным массивом Юра. Однако встречаются они и в других регионах — от Кантабрии до Тюрингии.
В новой работе французские ученые исследовали артефакты, найденные на 13 памятниках мадленской культуры, которые находятся в основном в районе горного массива Юра. Единственным исключением стала стоянка Пенсеван, которая находится на левом берегу Сены, примерно в ста километрах от Парижа. Этот памятник интересен тем, что он представляет собой единственную мадленскую стоянку в Парижском бассейне, где, по данным археологов, обнаружили изделия из гагата.
В общей сложности исследователи изучили 866 артефактов из гагата, примерно 250 из которых представляют собой готовые изделия, а оставшиеся — отходы. Большая часть готовых изделий представляет собой личные украшения. Кроме того, в коллекции находок присутствуют несколько предметов мобильного искусства — плиток и других артефактов с гравировками.
Среди украшений преобладают разнообразные бусины, диаметр которых составляет от пяти до десяти миллиметров. В выборке также присутствуют бляшки, разнообразные подвески и некоторые другие предметы. Наиболее интересными подвесками выступают миниатюрные женские фигурки, которые относятся к типу так называемых венер из Петерсфельса. Обычно такие артефакты достигают в длину всего лишь 15–20 миллиметров, реже — до 40 миллиметров. Также подвески представлены схематичными женскими фигурками, изделиями, имитирующими шипы морских ежей, а также предметами, изображающими насекомых.
Затем ученые решили выяснить, где был добыт гагат для изготовления всех этих предметов. Полученные результаты указывают на то, что, вероятнее всего, сырье происходит из юрских отложений в Швабском Альбе (Швабская Юра), богатых на линзы гагата разного размера. Больше всего изученная порода похожа на эталонные образцы, происходящие из немецких Балингена и Хехингена.
Гагат, обнаруженный на стоянке Пенсеван, свидетельствует о том, что в эпоху мадлена существовала сеть обмена или доставки гагата на большие расстояния, поскольку этот памятник находится на расстоянии около 500 километров от наиболее вероятного мест добычи породы в Швабской Юре. Причем производственные отходы, найденные на стоянках, которые находятся на удалении от мест выхода породы, указывают на то, что обменивались (или доставлялись) не готовые артефакты, а сырье.
В то же время ученые подчеркнули, что в Парижском бассейне есть собственные залежи гагата, поэтому, например, обитатели стоянки Пенсеван могли теоретически использовать местные ресурсы. Но, по-видимому, им не были известны эти выходы, которые к тому же, как правило, бедны и труднодоступны.
Ранее на N + 1 рассказывали об исследовании плиток с гравюрами, которые создали носители мадленской культуры. Ученые заметили, что многие из этих каменных артефактов подвергались нагреву. А эксперимент показал, что, похоже, древние художники создавали изображения, когда находились рядом с мерцающим светом от огня. Это добавляло динамики выгравированным фигурам.
Британские археологи исследовали гравированные таблички мадленской культуры, на многих из которых содержались следы нагрева. С помощью эксперимента и компьютерного моделирования ученые выяснили, что, вероятно, древние художники создавали изображения на известняковых табличках рядом с мерцающим светом от огня. Это добавляло динамики выгравированным фигурам, а также может объяснить, почему артефакты подвергались воздействию высоких температур. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале PLoS One.