Мерцающий огонь добавил динамики палеолитическим гравюрам

Британские археологи исследовали гравированные таблички мадленской культуры, на многих из которых содержались следы нагрева. С помощью эксперимента и компьютерного моделирования ученые выяснили, что, вероятно, древние художники создавали изображения на известняковых табличках рядом с мерцающим светом от огня. Это добавляло динамики выгравированным фигурам, а также может объяснить, почему артефакты подвергались воздействию высоких температур. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале PLoS One.

В эпоху позднего палеолита, около 18/17—11,5 тысячи лет назад, на территории Западной и Центральной Европы существовала мадленская археологическая культура, названная так по французской пещере Ла-Мадлен. Ареал этой культуры охватывал современную Испанию, Францию, Бельгию, Швейцарию и Германию. Это время, когда условия на континенте были весьма суровыми. Носителям мадленской культуры приходилось охотиться на мамонтовую фауну, а после ее вымирания — на северных оленей, диких лошадей и других крупных животных. Археологи считают, что мадленцы жили в наземных жилищах, похожих на чум, а пещеры использовали в качестве святилищ.

От носителей мадленской культуры до наших дней сохранились великолепные памятники пещерного искусства, включая наскальные рисунки в знаменитых пещерах Ласко и Альтамира, где находятся реалистичные и красочные изображения животных — бизонов, лошадей и оленей. Кроме того, мадленцы изготавливали объемные фигурки людей и животных из кости, создавали глиняные скульптуры, например, в святилище Тюк-д’Одубер, где археологи обнаружили два вылепленных бизона. Для мадленской культуры характерны также переносные предметы искусства, например, гравированные каменные таблички.

Энди Нидхэм (Andy Needham) из Йоркского университета совместно с коллегами из Великобритании исследовал 50 гравюр, обнаруженных в середине XIX века на юге Франции во время раскопок скального навеса Монтастрюк. Радиоуглеродный анализ, проведенный в 1969 году, показал, что эти артефакты были созданы примерно 15980–13579 лет назад (калиброванная датировка). Включенные в исследование предметы представляли собой гравированные таблички мадленской культуры, изготовленные из известняка.

На многих из этих гравюр ученые обнаружили свидетельства того, что эти предметы нагревались. Это проявлялось, например, в виде характерных изменений породы, сопровождавшихся появлением розовой окраски (так называемая рубефакция). Чтобы выяснить, почему эти артефакты нагревали, ученые прибегли к комплексу методов, включая микроскопию, трехмерное моделирование и экспериментальную археологию.

Эксперимент показал, что гравюры без видимых следов нагрева все же могли подвергаться воздействию высокой температуры, которая не превышала 100–300 градусов Цельсия. Как и следовало ожидать, локализация следов нагрева и изменения цвета зависели от близости расположения таблички к источнику огня. В то же время ученые заметили, что, когда они размещали экспериментально изготовленные таблички в непосредственной близости от огня, это приводило к заметным визуальным эффектам. Так, падавший свет как бы подчеркивал связь между морфологическими особенностями известняковой плиточки и выгравированными изображениями. Кроме того, мерцающий свет добавлял рисункам динамики, то есть создавал эффект, будто бы фигуры движутся.

Ученые подчеркнули, что полученные ими результаты не могут полностью исключить того, что следы нагрева на гравюрах появились в результате других процессов. Однако они склоняются к тому, что это было следствием их преднамеренного размещения вблизи источника огня.

Ранее на N + 1 рассказывали о других исследованиях, посвященных палеолитическому искусству. Так, археологи уточнили время создания подземного святилища в Игнатиевской пещере, а также выяснили, что китайские наскальные рисунки оставили палеолитические охотники собиратели.

В Египте нашли 3,8-метровый бюст огромной статуи Рамсеса II