В Брянской области обнаружили антропоморфную фигурку эпохи верхнего палеолита

Небольшой артефакт раскопали на стоянке Хотылёво-2

Археологи сообщили о находке, сделанной в 2020 году во время раскопок верхнепалеолитической стоянки Хотылёво-2, которая находится в Брянской области. Они обнаружили изготовленное из бивня мамонта небольшое острие с антропоморфным навершием. Миниатюрная статуэтка, по мнению ученых, представляет собой мужскую фигурку. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Краткие сообщения Института археологии.

В Брянской области, примерно в 25 километрах от региональной столицы, находится комплекс археологических памятников Хотылёво, охватывающих продолжительный период времени от среднего палеолита до Средневековья. К эпохе верхнего палеолита относится памятник Хотылёво-2, расположенный на правом берегу реки Десна. Исследования этой стоянки начались еще в конце 1960-х годов и принесли многочисленные находки. До недавнего времени считалось, что охотники-собиратели присутствовали здесь около 23 тысяч лет назад. Однако в 2019 году археологи открыли и более древние культурные слои, возраст которых от 25 до 30 тысяч лет.

Помимо многочисленных каменных артефактов, костей животных, ям, а также недавно открытого древнего святилища, археологи обнаружили здесь произведения искусства малых форм. Самые известные из таких находок – это так называемые палеолитические Венеры, которых в Хотылёво-2 обнаружили уже шесть (три из них – целые). Последнюю из этих статуэток археологи нашли в 2016 году. Она представляет собой изготовленную из бивня мамонта фигурку беременной женщины высотой 5,6 сантиметра, которую древний мастер изобразил в обнаженном виде.

Однако одними Венерами произведения искусства из этой восточнограветтийской стоянки не ограничиваются. Так, здесь нашли двойную женскую статуэтку, фигуры которых изображены плечом к плечу. Другой интересный артефакт – это лопаточка из ребра мамонта с гравировкой в виде так называемого женского знака. Еще одна находка – украшенная орнаментом костяная поделка из мамонтовой кости, длина которой составляет 16,7 сантиметра. Разумеется, этот список произведений первобытного искусства из Хотылёво-2 не исчерпывающий.

Константин Гаврилов (Konstantin Gavrilov) из Института археологии РАН совместно с коллегами представил результаты исследования новой находки, сделанной в Хотылёво-2 в 2020 году. Археологи раскопали на этой стоянке украшенное резьбой короткое острие из бивня мамонта, длина которого составляет 5,45 сантиметра, а максимальный диаметр – один сантиметр. Навершие этого предмета представляет собой немного обломанную антропоморфную фигурку длиной 2,3 сантиметра.

Верхняя часть этой фигурки изготовлена весьма схематично, в то время как нижняя часть – более детально. В первую очередь очень тонко смоделированы лобковая часть и задние поверхности бедер. Спина и седалище этой фигурки разделены своеобразным пояском, который представляет собой две дугообразные линии, между которыми находится зигзагообразный орнамент. Ученые отметили, что еще четыре подобных пояска присутствуют на других частях артефакта.

По словам археологов, хотя человеческая скульптурка изготовлена весьма абстрактно, они полагают, что это мужская фигурка. Эта находка стала третьим антропоморфным навершием из Хотылево-2. Два других представляли собой короткое острие и стержень-заготовку. По мнению ученых, вместе эти находки, по-видимому, можно относить к особому типу скульптурных изображений, который не встречается на других восточнограветтийских памятниках центральных районов Восточно-Европейской равнины.

Ранее на N + 1 рассказывали о раскопках верхнепалеолитической стоянки Костёнки-17, расположенной в Воронежской области. Археологи обнаружили на этом памятнике 31 раковину пресноводных моллюсков – остатки древнего ожерелья. Среди других находок из этого памятника оказались неорнаментированная пронизка в форме кольца из бивня мамонта и подвеска из ростра белемнита