Китайцы попробовали остатки 2300-летнего алкогольного напитка

Сосуд с жидкостью нашли в древней гробнице в провинции Шэньси

Группа ученых изучила плотно закупоренный бронзовый сосуд, который археологи нашли в китайской провинции Шэньси во время раскопок одной из древних гробниц. Внутри него исследователи обнаружили около 300 миллилитров жидкости, которая представляет собой остатки ферментированного алкогольного напитка возрастом около 2300 лет. Как пишут авторы статьи, опубликованной в журнале Fermentation, два человека попробовали эту прозрачную жидкость и отметили, что она обладает металлическим привкусом.

Еще в глубокой древности люди научились изготавливать ферментированные алкогольные напитки. На сегодняшний день самые ранние свидетельства этому происходят с территории современного Израиля, где в пещере Ракефет ученые исследовали натуфийское погребение возрастом около 13 тысяч лет. Внутри него археологи обнаружили каменные артефакты, на которых сохранились вероятные следы приготовления пива из злаков. В эпоху неолита пиво и другие напитки начали готовить не только на Ближнем Востоке, но и в других регионах. Среди них — территория современного Китая, где с переходом к земледелию и животноводству около девяти тысяч лет назад стали делать алкогольные напитки в основном из проса и риса, а также из некоторых других культур.

Лю Ли (Li Liu) из Стэнфордского университета совместно с коллегами из Китая и США сообщила еще об одной интересной находке, связанной с древним производством алкоголя, однако относящейся к более поздней эпохе. В городском округе Сяньян (провинция Шэньси) археологи исследовали могильник Яньцунь, который относится к концу периода Сражающихся царств — началу правления династии Цинь (около 300–206 годов до нашей эры). В одной из гробниц они обнаружили девять погребальных артефактов: бронзовое зеркало и восемь сосудов из глины и бронзы.

Последние включали и закупоренный бронзовый сосуд, высота которого достигает 30,4 сантиметра, а максимальный диаметр тулова — 21,6 сантиметра. Открыв этот артефакт, ученые обнаружили, что внутри него хранится около 300 миллилитров прозрачной жидкости без запаха. По словам двух человек, которые ее попробовали, жидкость обладала металлическим привкусом.

В дальнейшем ученые подтвердили, что жидкость внутри сосуда не была грунтовой водой, затекшей в него уже после захоронения, а представляла собой древний ферментированный алкогольный напиток, который люди использовали в качестве погребального подношения. Исследователи обнаружили в нем 322 крахмальных гранулы как минимум четырех различных типов. Первый (n = 19) представлял собой остатки растений из подсемейства просовых (Panicoideae) и включал, вероятно, обыкновенное просо (Panicum miliaceum), чумизу (Setaria italica) и Ивовлевы слезы (Coix lacryma-jobi). Второй тип (n = 10) включал остатки бобовых (Fabaceae) — возможно, дикий горошек (Vicia) или посевной горох (Pisum sativum).

Более многочисленными (n = 242) оказались крахмальные гранулы третьего типа, которые представляли собой остатки ферментированных зерен пшеницы (Triticum) и ячменя (Hordeum), которые стали выращивать в Древнем Китае во II тысячелетии до нашей эры. К четвертому типу ученые отнесли еще 28 остатков зерен риса (Oryza), который культивировали в Восточной Азии с эпохи неолита, но в районе, где располагалась раскопанная гробница, в I тысячелетии до нашей эры эта культура все еще оставалась редкой.

Помимо крахмальных гранул, ученые также выявили и организмы, под воздействием которых проходила ферментация. Среди них преобладали остатки плесневых грибов (n = 536), в основном относящихся к роду аспергилл (Aspergillus) (n = 472). Кроме того, в сосуде присутствовали пекарские дрожжи (Saccharomyces cerevisiae), пищевые дрожжи Pichia kudriavzevill и некоторые другие микроорганизмы. По словам ученых, среди современных напитков жидкость из сосуда, по-видимому, первоначально была наиболее похожа на хуанцзю («желтое вино»).

Недавно мы рассказывали, как в древнеримском мавзолее, раскопанном в Испании, археологи нашли стеклянную урну возрастом около двух тысяч лет. Внутри нее, помимо кремированных человеческих останков и золотого кольца, они обнаружили остатки древнего вина, сохранившегося в жидком виде.

Австралийские аборигены сделали ножи из раковин морских улиток около 46 тысяч лет назад