В римском мавзолее обнаружили древнейшее жидкое вино

Его возраст составляет около двух тысяч лет

Испанские ученые обнаружили в древнеримском подземном мавзолее, раскопанном в городе Кармона, стеклянную урну. Внутри нее находились кремированные человеческие останки, а также жидкость красного цвета, которая оказалась вином. Как сообщается в статье, опубликованной в Journal of Archaeological Science: Reports, это древнейшее известное вино, дошедшее до наших дней в жидком состоянии. Его возраст составляет около двух тысяч лет.

В автономном сообществе Андалусия, расположенном на юге Испании, находится город Кармона, который в первых веках нашей эры представлял собой крупный город римской провинции Бетика. В Кармоне до наших дней сохранился ряд руин и сооружений этого времени, включая, например, амфитеатр, а также крупнейший на Пиренейском полуострове некрополь, в котором до сих пор продолжают открывать новые гробницы, несмотря на то, что он известен с XIX века. Одним из распространенных типов погребальных сооружений этого города выступают подземные мавзолеи, попасть в которое можно было через неглубокие шахты.

В 2019 году археологи нашли один из таких входов в подземную гробницу, которая, вероятно, представляла собой усыпальницу богатой семьи. Попав во внутреннюю камеру размером 3,29 × 1,73 метра и с максимальной высотой свода в 2,41 метра, они обнаружили в стенах восемь локул (ниш) для погребальных урн, две из которых оказались пусты. Во всех остальных локулах стояло по урне, одна из которых была сделана из известняка, три — из песчаника, а еще две — из стекла, причем последние находились в свинцовых урнах-контейнерах.

Хосе Рафаэль Руис Арребола (José Rafael Ruiz Arrebola) из Университета Кордовы совместно со своими испанскими коллегами представил результаты нового исследования находок из этого комплекса, который, по данным археологов, можно датировать первой половиной I века нашей эры. По словам ученых, в каждой из урн покоились кремированные останки одного человека: по-видимому, трех женщин и трех мужчин. Так, фрагменты мужского скелета, вероятно, находились в одной из стеклянных погребальных урн с М-образными ручками (L-8), изучению которой и посвящена опубликованная авторами статья. Помимо человеческих останков, в этом сосуде исследователи обнаружили золотое кольцо с изображением двуликого Януса, а также жидкость красного цвета, напоминающую вино.

Ученых заинтересовала обнаруженная жидкость, которая не могла оказаться в урне, например, в результате затопления гробницы, или образоваться в процессе конденсации. Чтобы разобраться в том, что из себя представляла эта жидкость, исследователи обратились к химическим анализам. Они подтвердили первоначальное предположение, что в урне находится вино, причем, судя по всему, в современном понимании оно представляло собой белое вино, а его нынешний цвет — результат химических процессов, протекавших в течение примерно двух тысячелетий.

Исследователи заключили, что находка из мавзолея в Кармоне представляет собой древнейшее известное вино, которое дошло до наших дней в жидком состоянии. Ранее таковым считалась бутылка вина из Шпайера (Германия), которую в позапрошлом столетии нашли в римской гробнице IV века нашей эры. Ученые отметили, что использование вина в рамках погребального ритуала — хорошо известно для римской эпохи. Вероятно, после того, как в урну поместили кремированные останки, ее наполнили напитком в рамках либации (возлияния) или для того, чтобы помочь покойному оказаться после смерти в лучшем мире.

Поправка

В первоначальной версии заметки сообщалось, что Андалусия находится на юго-востоке Испании, хотя в действительности она расположена на юге этой страны.

Эта погребальная урна — не первая интересная находка, о которой сообщали исследователи мавзолея. Так, ранее они опубликовали древнеримский унгвентарий — небольшой сосуд с плотно закупоренной крышкой. Внутри него ученые обнаружили остатки античного парфюма, который был сделан из эфирного масла пачули, смешанного с растительным маслом.

В древнем аланском погребении обнаружили костяные коньки