В древнеримском унгвентарии обнаружили остатки пачули

Небольшой сосуд с парфюмом лежал в погребальной урне

Испанские химики и археологи исследовали древнеримский унгвентарий, найденный во время раскопок подземного мавзолея в городе Кармона. В небольшом сосуде, плотно закупоренном доломитовой крышкой и битумом, до наших дней сохранились остатки античного парфюма. Похоже, его изготовили из эфирного масла пачули, смешав с небольшим количеством растительного масла. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Heritage.

На юго-востоке Испании находится город Кармона (автономное сообщество Андалусия), который в эпоху Античности стал одним из важных форпостов Римской империи. До наших дней здесь, среди прочего, сохранились Севильские ворота, остатки амфитеатра и крупный некрополь. Популярным типом погребальных сооружений в древнеримском некрополе Кармоны выступают подземные мавзолеи, попасть в которые можно было через неглубокую шахту.

Несколько лет назад исследователи открыли ранее неизвестный подземный мавзолей, который, возможно, принадлежал обеспеченной семье. В этом, вероятно, неразграбленном сооружении археологи обнаружили, среди прочего, шесть каменных и стеклянных погребальных урн, в которых покоились кремированные останки трех взрослых мужчин и трех женщин.

Внутри одной из урн исследователи нашли унгвентарий (unguentarium) — сосуд, в котором предположительно хранили парфюмерию или мази. Этой находке посвятили новую работу Даниэль Косано (Daniel Cosano) из Кордовского университета и его испанские коллеги. Они отметили, что унгвентарий был изготовлен из горного хрусталя и плотно закупорен, а внутри него до наших дней сохранились остатки содержимого, состав которого ученые решили определить с помощью химических анализов.

Однако для начала исследователи задались вопросом, из чего была сделана семимиллиметровая пробка для этого сосуда. Они выяснили, что в качестве материала для ее изготовления использовался доломит. Но чтобы придать герметичности, пробку дополнительно обработали битумом, который нередко использовался для запечатывания амфор с вином.

Содержимое унгвентария визуально делилось на более светлую и более темную массы. С помощью газовой хромато-масс-спектрометрии ученые определили в них три группы органических соединений: углеводороды, сесквитерпены и липиды. Первые, по мнению химиков, связаны с битумом, вторые — с эссенцией (вероятно, парфюмом), а третьи — с жирами растительного происхождения.

Исследователи отметили, что сесквитерпены присутствуют в эфирных маслах некоторых растений и очень редко сохраняются в археологических контекстах, поскольку они очень летучи. Опираясь на исторические источники и литературу, ученые предположили, что эфирное масло могло представлять собой нард, изготавливаемый из одноименного растения (Nardostachys jatamansi). Другой вариант — это пачули, известным источником которого сегодня выступает травянистый кустарник индийский пачули (Pogostemon cablin), хотя исследователи подчеркнули, что непонятно, какой конкретно вид Pogostemon мог служить источником эфирного масла в древности.

Полученные результаты указали на то, что, вероятнее всего, содержимое унгвентария включало эфирное масло пачули, смешанное с небольшим количеством растительного масла. Этот вывод согласуется со свидетельствами древнеримского писателя Плиния Старшего, жившего в I веке нашей эры, который сообщал, что древнеримские духи обычно состояли из масла и одного или нескольких ароматических веществ. Кроме того, к ним могли добавлять и третью составляющую — краситель.

Недавно химические анализы позволили больше узнать о древнеегипетских практиках бальзамирования. Археологи обнаружили тайник с керамическими сосудами, в которых сохранились остатки органических веществ. Среди них оказались элеми, даммар, смола можжевельника и некоторые другие вещества, часть из которых поступала из отдаленных регионов, о чем подробно можно прочитать в материале «Бальзам для души».

В сосудах бронзового века из Израиля обнаружили остатки опиума