Химики определили состав древнеегипетских веществ для бальзамирования
Одним из важнейших элементов древнеегипетской культуры было представление о необходимости посмертного сохранения тела для Ка (жизненная сила) и Ба (совокупность чувств, личность). Поэтому египтяне с древнейших времен искали способы искусственно предотвратить естественный процесс разложения тел умерших и достигли в этом в конечном счете большого мастерства. Самые ранние свидетельства попыток предотвратить разложение тела датируются примерно 4500–3350 годами до нашей эры — их нашли в гробницах додинастического периода (сейчас они хранятся в Болтонском университете и Египетском музее в Турине).
Но хотя практики бальзамирования существовали и развивались в Египте на протяжении многих столетий, письменных свидетельств об этом искусстве до наших дней дошло совсем немного. В основном это неполные описания, оставленные греками: Геродотом, Диодором Сицилийским и еще двумя авторами, свидетельства которых считаются ненадежными. Кроме того, до недавнего времени были известны лишь два фрагмента египетских папирусов римского времени, к которым в 2021 году добавился третий, созданный во времена Нового царства, — на полторы тысячи лет старше.
Скромность сведений об искусстве бальзамирования, возможно, объясняется тем, что и во времена фараонов эти знания хранились в секрете и передавались лишь в избранном круге священнослужителей. Однако этот недостаток восполняется за счет изучения других источников: изображений отдельных этапов бальзамирования, сохранившихся до наших дней мумий и предметов материальной культуры.
Известно, что уже в эпоху Древнего царства бальзамировщики успешно справлялись с мумификацией тел. Они понимали, что внутренние органы сохраняются гораздо хуже, чем кожа или мышцы, поэтому их удаляли, а само тело высушивали, после чего оборачивали в ткани, пропитанные смолами и маслами. В более позднее время бальзамирующие вещества начали наносить и на кожу, стали удалять головной мозг, а сама процедура стала еще искушеннее и сложнее.
Но сложные процедуры были дорогими и потому недоступными для большинства слоев египетского общества. Геродот описывает три различных практики мумификации. Самый дешевый способ подразумевал следующее: умершему вливали в брюшную полость сок редьки, после чего тело помещали на 70 дней в натровый щелок, а затем возвращали родным. Самый дорогой способ, если верить античному автору, включал извлечение части головного мозга с помощью железного крюка, промывание брюшной полости пальмовым вином и последующее ее заполнение благовониями.
Выяснить новые подробности древнеегипетского процесса бальзамирования взялась группа ученых из Германии, Египта, Италии и Франции во главе с Максимом Ражо (Maxime Rageot) из Мюнхенского университета и Филиппом Штокхаммером (Philipp Stockhammer) из Института эволюционной антропологии Общества Макса Планка. В этом им помогли открытия, сделанные во время раскопок в Саккаре — крупнейшем мемфисском некрополе.
Местные гробницы и памятники охватывают период около четырех тысяч лет: со времен додинастического периода и Древнего царства (рубеж IV–III тысячелетия) до эпохи правления Птолемеев и римского господства, то есть первых веков нашей эры. В ходе его исследований была обнаружена мастерская бальзамировщиков, которая находилась рядом с пирамидой царя Униса (Унаса) и работала как минимум в районе 664–525 годов до нашей эры. От нее сохранились подземный зал бальзамирования (wabet) и остатки наземного сооружения, которое, видимо, представляло собой ibu — отдельно стоящий тент. Кроме того, здесь же нашли погребальные камеры.
В зале бальзамирования археологи обнаружили тайник с керамическими сосудами, которые использовались при мумификации тел. На некоторых из них сохранились иератические и демотические надписи с названиями бальзамирующих веществ, инструкциями по их применению (например, «надеть ему на голову»), а в редких случаях — с указанием должности управителя мастерской или всего некрополя. С помощью газовой хроматографии — масс-спектрометрии ученые проанализировали состав органических веществ, сохранившихся в этих сосудах. Для этого они отобрали 31 артефакт, подписи на которых хорошо сохранились. Еще четыре сосуда исследователи взяли из погребальных камер рядом с залом для бальзамирования.
Химический анализ позволил выявить широкий спектр веществ, которыми пользовались бальзамировщики. Чаще всего в сосудах находились остатки эфирных и ароматических масел и смол, полученных из можжевельника и кипариса. Кроме того, ученые нашли следы кедрового эфирного масла, элеми, фисташковой смолы, даммара, животных жиров, касторового масла, пчелиного воска, природного асфальта и растительного масла (скорее всего, оливкового). В некоторых случаях молекулярные методы вместе с надписями позволили реконструировать конкретные смеси, предназначавшиеся для той или иной процедуры. Например, для обработки головы использовались три различные смеси, одна из которых состояла из элеми, животного жира и все того же предположительно оливкового масла.
Одни вещества, которые использовали бальзамировщики, обладали антибактериальным и противогрибковым эффектами, другие — давали приятный запах или, например, использовались при подготовке льняных тканей для обертывания. Все это свидетельствует о том, что нужды мастерской обеспечивала целая сеть предприятий: добывающих, транспортных и перерабатывающих.
Попутно исследователи выяснили, что хорошо известные по древним текстам слова antiu и sefet могли иметь и другие значения. Так, antiu обычно ассоциируется с миррой, смолой тропических деревьев. Однако в пяти сосудах из Саккары с такой надписью содержалась смесь, состоявшая из кедрового масла (или смолы), животного жира и масла (или, опять же, смолы) можжевельника или кипариса. Sefet же египтологи обычно переводят как одно из семи священных масел, использовавшихся в ритуале отверзения уст. Теперь стало известно, какие масла для этого подходили: в трех сосудах из Саккары с надписью sefet находилась смесь, состоящая из животных жиров и второго ингредиента. В двух случаях — это смола (или масло) можжевельника или кипариса, а в одном — элеми.
Важно здесь то, что большая часть веществ из мастерской в Саккаре — явно импортные товары. А значит еще в Древнем мире торговые сети имели широкий международный глобальный охват. Так, природный асфальт поступал в Саккару, видимо, из района Мертвого моря. Продукция, полученная из фисташек, оливок, кедров, можжевельников и кипарисов, также, скорее всего, доставлялась из Леванта или других регионов Средиземноморья. Из более отдаленных мест поступали элеми и даммар, которые добываются из деревьев, растущих в азиатских и африканских тропических лесах.
На это указал анализ бронзы, из которой сделана известная химера
С 11 по 14 сентября в Венеции проходила международная конференция, приуроченная к 700-летию со дня смерти купца и путешественника Марко Поло. На этом мероприятии исследователи из Падуанского университета совместно с коллегами из других научных организаций рассказали о результатах химического анализа бронзы, из которой сделана известная статуя крылатого льва, установленная на восточной колонне Святого Марка. Ученые определили, что значительная часть химеры, по всей видимости, сделана из металла, руду для которого добыли в районе нижнего течения реки Янцзы. Как сообщается в пресс-релизе Падуанского университета, вероятно, эту бронзу отлили в Китае в раннем Средневековье во времена существования империи Тан (VII–X века нашей эры).