В некрополе Саккары нашли 52 нетронутых саркофага времен Нового царства

Египетские археологи впервые обнаружили в Саккарском некрополе деревянные саркофаги эпохи Нового царства. Не потревоженные грабителями 52 саркофага содержат мумии представителей знати и чиновничества. Рядом с ними археологи нашли большое количество артефактов, среди которых ― не только традиционные погребальные маски и статуэтки-ушебти, но и настольные игры, а также папирус с религиозным текстом. Кроме того, ученые приступили к исследованию заупокойного храма царицы по имени Нерт ― супруги фараона VI династии Тети. Министерство туризма и древностей Египта сообщило о находках в фейсбуке*.

Саккара была древнейшим мемфисским некрополем: усыпальницы правителей и знатных лиц стали возводиться здесь еще при I династии, на рубеже IV–III тысячелетий до нашей эры. Самый знаменитый саккарский памятник ― ступенчатая пирамида царя Нечерихета-Джосера. Кроме нее, на территории некрополя открыты еще 10 пирамид и множество гробниц типа «мастаба». Все они относятся к раннединастическому периоду и Древнему царству. Впоследствии Саккарский некрополь активно использовался в пост-амарнскую эпоху Нового царства и в Поздний период ― вплоть до птолемеевского и римского времени.

Хотя систематические раскопки в некрополе ведутся с середины XIX века, до полного выяснения его структуры египтологам еще далеко, и каждый год преподносит ученым не один сюрприз. Так, в сентябре 2020 года египетская археологическая миссия объявила об обнаружении 59 саркофагов Позднего периода, а в ноябре представила еще сотню аналогичных находок, не считая разнообразного погребального инвентаря.

Новый 2021 год для археологов, работающих в Саккаре под руководством доктора Захи Хавасса (Zahi Hawass), начался с новых находок. Из погребальных шахт, с глубины 10–12 метров было извлечено 52 антропоморфных деревянных саркофага хорошей степени сохранности. Ученые уже приступили к исследованию мумий из некоторых саркофагов. Эти захоронения датируются приблизительно второй половиной II тысячелетия до нашей эры ― временем правления XVIII и XIX династий (Новое царство). Покрывающая саркофаги полихромная роспись содержит сцены из сборника религиозно-магических текстов «Главы о выходе к свету дня». Этот сборник, предназначенный для помощи душе усопшего в загробном странствовании и более известный под названием «Книга мертвых», получил распространение как раз в эпоху Нового царства.

В шахтах археологи также обнаружили фигурки-ушебти, выполненные из дерева, фаянса и камня, статуэтки божеств заупокойного культа ― Птаха-Сокара-Осириса и Анубиса, погребальные маски с росписью. Найдены настольные игры, которые в Египте исполняли важную сакральную функцию, символизируя путь души к возрождению, и папирус с записью 17-й главы «О выходе к свету дня». Он оказался помечен именем владельца ― некоего Пухаэфа, которому принадлежали и четыре статуэтки-ушебти. Ценными находками стали прекрасно сохранившаяся известняковая стела царского колесничего по имени Ха-Птах и его жены Мутэмуйя, а также бронзовый топор, принадлежавший, по-видимому, высокопоставленному военачальнику.

Все обследованные археологами погребения располагались рядом с пирамидой Тети ― первого царя VI династии (Древнее царство, середина XXIV века до нашей эры). Почитание памяти этого фараона, ставшего жертвой придворного заговора, продолжалось в Саккарском некрополе более тысячи лет, и не исключено, что могилы времен Нового царства вокруг усыпальницы Тети принадлежали лицам, связанным с его культом.

Непосредственно к комплексу построек времен фараона Тети относится заупокойный храм, посвященный одной из его жен ― царице Нерт. Его остатки были обнаружены в 2018 году, но к расчистке храма археологи приступили только сейчас. Первой их находкой стали три складских помещения из кирпича-сырца, примыкавшие к святилищу с юго-восточной стороны. В них хранилось продовольствие и другие подношения, а также инструменты, использовавшиеся при работах в гробнице царской жены. Найден план храмовой постройки, относящийся, по-видимому, к более позднему времени, когда она подвергалась реставрации.

Доктор Захи Хавасс сообщил, что работы по изучению заупокойного комплекса Тети и прилегающей к нему территории далеко не закончены, хотя достигнутые результаты уже позволяют расширить знания о погребальной практике как для частных лиц, так и для особ царского дома. Под обследованным слоем, примерно на 24-метровой глубине, археологов ожидает нетронутая постройка времен Нового царства, возведенная из сырцового кирпича. Археологи предполагают, что в ней есть погребальная камера, не потревоженная грабителями, и надеются продолжить сезон 2021 года новыми находками.

Ранее египтологи подтвердили, что в эпоху Нового царства египтяне привозили из морских экспедиций в Пунт гамадрилов. Также ученые обнаружили неподалеку от Луксора мумию девочки-подростка с украшениями, которые, по-видимому, были ее приданым.

*Facebook принадлежит компании Meta, деятельность которой в России запрещена.

В Норвегии вытаяла из-подо льда 4000-летняя стрела