Две мумии гамадрилов рассказали о дальних морских путешествиях египтян

Египтологи установили родину двух гамадрилов, мумифицированных в эпоху Нового царства. Изотопный анализ показал, что эти обезьяны происходят из региона, который охватывает современную Эфиопию, Джибути, Эритрею, а также часть Сомали и Йемена. Как отмечается в статье для журнала eLife, египтяне могли добраться сюда только морем, что подтверждает их способности к дальним морским плаваниям. Судя по всему, именно здесь располагался легендарный Пунт, откуда в Египет поступали разнообразные экзотические товары.

Животные играли большую роль в верованиях древних египтян. Например, гамадрил (Papio hamadryas) наряду со священным ибисом (Threskiornis aethiopicus) ассоциировался с богом мудрости и знаний Тотом. В археологических памятниках Древнего Египта можно найти множество свидетельств почитания гамадрилов, от статуэток в форме этих приматов и настенных росписей с их участием до мумифицированных особей. По оценке специалистов, культ гамадрила существовал на протяжении трех тысяч лет.

В наши дни гамадрилы в Египте не живут: их ареал охватывает северо-восток Африки и юго-запад Аравийского полуострова. Более того, судя по палеонтологическим данным, они, а также другие приматы за исключением человека, отсутствовали здесь на протяжении всего голоцена. Таким образом, гамадрил — единственное животное из древнеегипетского пантеона, которое не встречалось в Древнем Египте. Для нужд культа этих павианов (а также родственных павианов анубисов (P. anubis)) привозили в страну и разводили в неволе.

Команда исследователей во главе с Натаниэлем Домини (Nathaniel J Dominy) из Дартмутского колледжа решила выяснить, откуда именно в Египет доставляли павианов. Ответ на этот вопрос позволил бы больше узнать о торговых путях древних египтян. Дело в том, что если до ареала анубисов, который простирается от Мали до Эфиопии и Танзании, довольно просто добраться из Египта по суше, то за гамадрилами пришлось бы плыть морем. Между тем, дальность плавания древнеегипетских кораблей остается предметом дискуссий. В частности, остается неизвестным, где именно располагался легендарный Пунт — известная египтянам территория в Восточной Африке.

В центре внимания Домини и его коллег оказались пять мумифицированных анубисов, относящихся к позднему и эллинистическому периодам истории Египта (305-30 годы до нашей эры). Чтобы определить родину приматов, авторы оценили соотношение изотопов стронция (87Sr/86Sr) в их костях. Кроме того, у двух мумий гамадрилов из Британского музея, датированных эпохой Нового царства (1550-1069 годы до нашей эры), определили соотношение изотопов стронция и кислорода (δ18O; 87Sr/86Sr) в эмали зубов, волосах и костях. Полученные результаты сравнили с данными об изотопном составе тканей 155 современных павианов из 77 местностей.

Останки павианов, датированные поздним и эллинистическим периодами, оказались не слишком полезными для целей исследования: судя по всему, мумифицированные животные появились на свет уже в неволе. Однако экземпляры времен Нового царства дали авторам намного больше информации. На основе изотопного анализа было установлено, что экземпляр EA6738 родился за пределами Египта, но был привезен сюда и прожил здесь много лет. Экземпляр EA6736 также был экспортирован в Египет и умер спустя несколько месяцев.

Сравнение с данными, полученными от ныне живущих павианов, позволило определить родину EA6738 и EA6736. Ей оказалась территория, охватывающая большую часть Эфиопии, Эритрею, Джибути, а также часть Йемена и Сомали. Именно здесь располагается современный ареал гамадрилов.

Сделанные выводы подтверждают, что уже во втором тысячелетии до нашей эры древние египтяне обладали развитыми мореходными навыками и могли доплывать до южной оконечности Красного моря. Вероятно, именно здесь располагался легендарный Пунт, который в письменных источниках упоминается как центр торговли различными экзотическими товарами, включая павианов и других обезьян. Гамадрилы EA6738 и EA6736 могли прибыть в Египет именно отсюда.

Недавно ученые выяснили, как погибли кошка, змея и птица, чьи мумифицированные останки хранились долгое время в Египетском центре университета Суонси. Оказалось, что кошку и змею (кобру) еще молодыми убили люди в ритуальных целях, а птица (пустельга) умерла своей смертью.