В палеофекалиях древних добытчиков соли нашли яйца гельминтов

Палеопаразитологи изучили образцы из соляных шахт Халльштатта

Палеопаразитологи исследовали 35 палеофекалий XII–VII веков до нашей эры, найденных в соляных шахтах Халльштатта. Микроскопический анализ показал, что в 32 образцах присутствуют яйца гельминтов: власоглавов и аскарид. Кроме того, проанализировав 31 палеофекалию молекулярными методами, исследователи подтвердили присутствие в 16 образцах генов, характерных для человеческой аскариды. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Scientific Reports.

В позднем бронзовом и железном веках (около 1200–500 годов до нашей эры) на территории Центральной Европы распространилась гальштатская археологическая культура, носителей которой в первую очередь ассоциируют с протокельтскими племенами. Свое название она получила по могильнику, расположенному в окрестностях австрийского поселка Халльштатт, где в середине позапрошлого века обнаружили около двух тысяч древних погребений. Хозяйство племен гальштатской культуры базировалось на плужном земледелии и подсобном животноводстве. Высокого уровня развития они добились в бронзовой, а затем и железной металлургии, а также в ювелирном деле и искусстве.

Халльштатт представляет собой базовый памятник гальштатской культуры, включенный в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Помимо упомянутого могильника, археологи обнаружили здесь соляные шахты, разработка которых началась еще в бронзовом веке (примерно с XIV века до нашей эры). В выработанных шахтах исследователи нашли производственные отходы, остатки факелов и инструментов, а также древние человеческие экскременты.

Элизабет Барш (Elisabeth Barsch) из Венского медицинского университета совместно с австрийскими коллегами провела новое исследование палеофекалий, найденных в соляных шахтах Халльштатта. Они отобрали 35 образцов, 4 из которых датируются поздним бронзовым веком (около 1158–1063 годов до нашей эры), а 31 — ранним железным веком (примерно 750–662 годы до нашей эры). Причем 26 древних экскрементов, раскопанных между 1989 и 2015 годами, ученые взяли в Музее естествознания в Вене, еще девять образцов они извлекли из соляных шахт в 2018–2019 годах, стараясь избежать современного загрязнения.

Микроскопический анализ находок показал, что в 32 из них (около 91 процента) присутствовали яйца гельминтов. В 31 образце исследователи обнаружили яйца власоглавов (Trichuris trichiura или T. suis), причем в 17 из них также присутствовали и яйца аскарид (Ascaris). Еще в одной древней фекалии ученые нашли только яйца аскарид. Затем биологи провели молекулярный анализ 31 образца и обнаружили в 16 из них фрагменты ДНК, характерные для человеческой аскариды (A. lumbricoides).

Исследователи заключили, что доисторические добытчики соли, проживавшие на территории современной Австрии, были заражены паразитическими червями как минимум между 1158 и 662 годами до нашей эры. Яйца гельминтов, присутствующие в изученных образцах, отражают плохую санитарно-гигиеническую обстановку, в которой жили эти люди. По данным ученых, древние шахтеры готовили и принимали пищу в тех же местах, где проводили дефекацию. В частности, это подтверждается тем, что палеофекалии повсеместно встречаются в соляных шахтах. Лишь одно место, в котором сконцентрировано большое количество экскрементов, указывает на то, что люди испражнялись здесь более одного раза.

Ранее на N + 1 уже рассказывали об исследовании древних экскрементов из соляных шахт Халльштатта. Тогда ученые выяснили, что рацион шахтеров состоял в первую очередь из каш, сделанных из злаков и бобов. Кроме того, исследователи обнаружили свидетельства употребления человеком раннего железного века пива и сыра с плесенью.

Древний добытчик соли в Австрии отведал пива и сыра с плесенью