На солютрейском наконечнике из Испании обнаружили остатки клея

Древний артефакт нашли в пещере Эль-Буксу

Археологи исследовали каменные наконечники, обнаруженные в испанской пещере Эль-Буксу – известном памятнике палеолитического искусства. Им удалось изучить с помощью рамановской и инфракрасной спектроскопии остатки клея на одном из этих артефактов. Оказалось, древние охотники-собиратели изготовили его из воска и смолы. Клей на солютрейских наконечниках обнаружили впервые. Об этом сообщается в статье, опубликованной в Journal of Archaeological Science: Reports.

Подавляющее большинство пещерных памятников с палеолитическим искусством расположено на территории Франко-Кантабрийского региона, включающего северные районы Испании и южную половину Франции. Здесь еще в 1879 году открыли знаменитую пещеру Альтамира. С тех пор количество памятников достигло нескольких сотен. Один из них – пещеру Эль-Буксу – случайно обнаружили в Астурии (северная Испания) еще в 1916 году.

Исследования показали, что древние охотники-собиратели посещали пещеру Эль-Буксу от ориньякского до мадленского времени. Археологи обнаружили в ней образцы мобильного и монументального искусства, включая геометрические знаки, изображения оленей, лошадей, горных козлов и бизонов. Раскопки выявили здесь артефакты солютрейского времени. Среди находок оказались, например, вырезанная из клыка пещерного медведя (Ursus spelaeus) фигурка птицы, каменные артефакты, остатки костров и кости добытых животных.

Франсиско Хавьер Муньос (Francisco Javier Munoz) из Национального университета дистанционного образования Испании совместно с коллегами исследовал каменные артефакты из пещеры Эль-Буксу. Ученые сосредоточили свое внимание на солютрейских наконечниках из двух раскопочных горизонтов. Возраст одного из них – 20 тысяч лет – ранее определили с помощью радиоуглеродного анализа.

В общей сложности здесь обнаружили восемь каменных наконечников, характерных для солютрейского технокомплекса. В качестве сырья для их изготовления древние охотники использовали кремень и кварцит. Два наконечника листовидной формы сделаны в виде лаврового листа, остальные же относятся к типу наконечников с боковой выемкой. На некоторых предметах исследователи заметили следы термического воздействия. Кроме того, не все наконечники были законченными – возможно, из-за допущенных ошибок при их изготовлении.

На двух наконечниках с боковой выемкой ученые заметили вероятные остатки клея, использовавшегося для закрепления этих предметов на древках. Чтобы выяснить состав этого вещества, исследователи обратились к рамановской и инфракрасной спектроскопии. Из-за загрязнения пригодным для дальнейшего исследования оказался клей с одного наконечника. По данным ученых, похоже, древние люди изготовили его из воска и смолы (вероятно, сосновой). Кроме того, в образце присутствовал гематит, однако неясно, входил ли этот минерал в состав клея или же он попал на наконечник случайно – в слое, где его нашли, присутствовал и гематит, и охра. Ученые отметили, что это первое свидетельство использования клея, обнаруженное на солютрейских наконечниках.

По данным археологов, вероятно, во времена солютре небольшие группы охотников-собирателей посещали эту пещеру, используя ее в качестве краткосрочного лагеря. Здесь они добывали горных козлов, благородных оленей и серн. Причем находки указывают на то, что мясо этих животных, похоже, коптили внутри пещеры.

Люди умели изготавливать клей с глубокой древности. Так, в Италии обнаружили кость, к которой неандертальцы около 200 тысяч лет назад приклеили кремневую пластину. Более того, археологам удалось воссоздать способы того, как этим древним людям удалось получить деготь из березовой коры.

На юге Польши нашли двойное детское погребение гуннского времени