Неандертальцы умели приклеивать каменные орудия к рукоятке еще в среднем плейстоцене, около 200 тысяч лет назад. Доказательством этому служит найденная в Италии кость с приклеенной к ней дегтем кремневой пластиной. Археологи из Лейденского университета воссоздали способы получения дегтя из березовой коры, которыми могли пользоваться неандертальцы. Исследование опубликовано в Scientific Reports.
И неандертальцы, и Homo sapiens делали каменные орудия более удобными и функциональными, присоединяя к ним рукоятку. Этим умением древние люди овладели как минимум 200-300 тысяч лет назад. Одним из способов присоединить рукоятку из кости или дерева к каменному наконечнику был березовый или сосновый деготь. Помимо древнейшей склеенной с камнем кости, найденной в Италии и датированной средним плейстоценом, археологи находили на неандертальских стоянках куски дегтя и его остатки на каменных орудиях. Они были датированы периодом 40-80 тысяч и 115-128 тысяч лет назад (1, 2). Авторы статьи предположили, что, неандертальцы могли получать деготь из березовой коры. В среднем плейстоцене береза была одним из распространенных в Европе деревьев, а из березовой коры можно получить больше дегтя, чем из деревьев других пород. После отделения от дерева березовая кора сворачивается в трубку. Если ее оставить в огне, а потом вытащить частично обугленную бересту и развернуть, то по краям иногда остаются следы дегтя. Их мало, чтобы что-то склеить, но достаточно, чтобы убедиться, что это липкое вещество. Но как древние люди получали достаточное количество дегтя, чтобы использовать его для изготовления орудий, неизвестно.
Деготь производится из древесины с помощью пиролиза — нагревания до высоких температур при ограниченном доступе воздуха. Это сложный процесс, и чтобы разработать технологию получения дегтя, древние должны были обладать абстрактным мышлением, уметь планировать и знать свойства материалов. Но проверить эти предположения невозможно без знания древней технологии. Авторы нового исследования решили реконструировать несколько способов получения дегтя, которыми могли бы пользоваться неандертальцы, и оценить их сложность (необходимые для получения продукта компоненты и число шагов), выход дегтя и необходимость поддерживать постоянную температуру во время процесса.
Исследователи начали с метода, который они назвали «холм пепла». Чтобы получить деготь, они клали свернутую трубкой бересту в догорающий костер и засыпали ее пеплом и углями. Полученный деготь они соскребали с полуобгоревшей коры палочкой. Этот способ был самым простым: для получения продукта нужна была только кора и костер. Но с другой стороны, приходилось постоянно следить за температурой. Выход продукта при применении этого метода получился самым низким, в лучшем случае около одного грамма дегтя из 100 граммов бересты.
Следующим авторы статьи протестировали способ «береста в яме». Теперь они ставили сверток бересты в яму, а вниз клали берестяную чашечку для сбора дегтя. Потом исследователи насыпали на поверхность бересты горящие угли, так чтобы она медленно тлела. Этот способ был уже более сложным. Для организации процесса, в дополнение к костру и свернутой в трубку бересте нужно было выкопать яму и сделать берестяную чашку. Но, с другой стороны, выход дегтя оказался выше, чем в первом случае — около 2,4 граммов на 100 граммов коры. За температурой тоже не нужно было следить постоянно.
Наконец, исследователи протестировали получение дегтя самым сложным, но и самым результативным способом, названным «высотная конструкция». Ученые клали в яму, закрытую ивовыми прутьями и галькой, березовую чашку для сбора продукта. На прутья они ставили берестяной сверток, который обсыпали землей и обмазывали глиной, обкладывали лучинами и разжигали костер. Здесь, помимо компонентов из предыдущих тестов, нужна была галька, ивовые прутья и глина, из которых требовалось соорудить довольно сложную конструкцию. Но при этом она сама «поддерживала» нужную температуру, за счет того, что береста была изолирована от огня, а выход дегтя был самым высоким — 9,6 граммов на 100 граммов бересты.
Авторы статьи пишут, что количество дегтя, полученного из разных пород древесины, в лабораторных условиях колеблется от 3,1 процента (из австрийского дуба) до 14,3 процентов (из белой березы). То есть выход продукта 9,6 процентов, полученный примитивным, «неандертальским» способом оказался сравним с количествами, полученными на лабораторной установке. Ученые замечают, что, деготь можно получать различными методами, а не только теми тремя, которые проверили они. Но производство дегтя у неандертальцев могло развиваться тем путем, который предложили исследователи: от простого метода к более сложным. Необходимые ресурсы и технологии (например, палки-копалки и умение поддерживать огонь) в среднем плейстоцене уже были.
Неандертальцы умели делать не только сложные орудия труда и оружие, но, возможно, и стоматологические инструменты. На зубах неандертальцев, найденных в Хорватии и датированных возрастом 130 тысяч лет, были обнаружены следы прижизненной обработки заостренными предметами.
Возраст находок 3500–3700 лет
Команда проекта ледниковой археологии «Secrets of the Ice», работающая под руководством Ларса Пилё (Lars Pilø), рассказала о результатах работы в национальном парке Ютунхеймен. Исследователи обнаружили вытаявшие из-подо льда три наконечника стрел, изготовленных из раковин обыкновенной жемчужницы (Margaritifera margaritifera). Радиоуглеродный анализ показал, что возраст находок составляет около 3500–3700 лет. Об этом сообщает издание Science Norway.