Археологи воссоздали «неандертальские» способы получения дегтя

Неандертальцы умели приклеивать каменные орудия к рукоятке еще в среднем плейстоцене, около 200 тысяч лет назад. Доказательством этому служит найденная в Италии кость с приклеенной к ней дегтем кремневой пластиной. Археологи из Лейденского университета воссоздали способы получения дегтя из березовой коры, которыми могли пользоваться неандертальцы. Исследование опубликовано в Scientific Reports.

И неандертальцы, и Homo sapiens делали каменные орудия более удобными и функциональными, присоединяя к ним рукоятку. Этим умением древние люди овладели как минимум 200-300 тысяч лет назад. Одним из способов присоединить рукоятку из кости или дерева к каменному наконечнику был березовый или сосновый деготь. Помимо древнейшей склеенной с камнем кости, найденной в Италии и датированной средним плейстоценом, археологи находили на неандертальских стоянках куски дегтя и его остатки на каменных орудиях. Они были датированы периодом 40-80 тысяч и 115-128 тысяч лет назад (1, 2). Авторы статьи предположили, что, неандертальцы могли получать деготь из березовой коры. В среднем плейстоцене береза была одним из распространенных в Европе деревьев, а из березовой коры можно получить больше дегтя, чем из деревьев других пород. После отделения от дерева березовая кора сворачивается в трубку. Если ее оставить в огне, а потом вытащить частично обугленную бересту и развернуть, то по краям иногда остаются следы дегтя. Их мало, чтобы что-то склеить, но достаточно, чтобы убедиться, что это липкое вещество. Но как древние люди получали достаточное количество дегтя, чтобы использовать его для изготовления орудий, неизвестно.

Деготь производится из древесины с помощью пиролиза — нагревания до высоких температур при ограниченном доступе воздуха. Это сложный процесс, и чтобы разработать технологию получения дегтя, древние должны были обладать абстрактным мышлением, уметь планировать и знать свойства материалов. Но проверить эти предположения невозможно без знания древней технологии. Авторы нового исследования решили реконструировать несколько способов получения дегтя, которыми могли бы пользоваться неандертальцы, и оценить их сложность (необходимые для получения продукта компоненты и число шагов), выход дегтя и необходимость поддерживать постоянную температуру во время процесса.

Исследователи начали с метода, который они назвали «холм пепла». Чтобы получить деготь, они клали свернутую трубкой бересту в догорающий костер и засыпали ее пеплом и углями. Полученный деготь они соскребали с полуобгоревшей коры палочкой. Этот способ был самым простым: для получения продукта нужна была только кора и костер. Но с другой стороны, приходилось постоянно следить за температурой. Выход продукта при применении этого метода получился самым низким, в лучшем случае около одного грамма дегтя из 100 граммов бересты.

Следующим авторы статьи протестировали способ «береста в яме». Теперь они ставили сверток бересты в яму, а вниз клали берестяную чашечку для сбора дегтя. Потом исследователи насыпали на поверхность бересты горящие угли, так чтобы она медленно тлела. Этот способ был уже более сложным. Для организации процесса, в дополнение к костру и свернутой в трубку бересте нужно было выкопать яму и сделать берестяную чашку. Но, с другой стороны, выход дегтя оказался выше, чем в первом случае — около 2,4 граммов на 100 граммов коры. За температурой тоже не нужно было следить постоянно.

Наконец, исследователи протестировали получение дегтя самым сложным, но и самым результативным способом, названным «высотная конструкция». Ученые клали в яму, закрытую ивовыми прутьями и галькой, березовую чашку для сбора продукта. На прутья они ставили берестяной сверток, который обсыпали землей и обмазывали глиной, обкладывали лучинами и разжигали костер. Здесь, помимо компонентов из предыдущих тестов, нужна была галька, ивовые прутья и глина, из которых требовалось соорудить довольно сложную конструкцию. Но при этом она сама «поддерживала» нужную температуру, за счет того, что береста была изолирована от огня, а выход дегтя был самым высоким — 9,6 граммов на 100 граммов бересты.

Авторы статьи пишут, что количество дегтя, полученного из разных пород древесины, в лабораторных условиях колеблется от 3,1 процента (из австрийского дуба) до 14,3 процентов (из белой березы). То есть выход продукта 9,6 процентов, полученный примитивным, «неандертальским» способом оказался сравним с количествами, полученными на лабораторной установке. Ученые замечают, что, деготь можно получать различными методами, а не только теми тремя, которые проверили они. Но производство дегтя у неандертальцев могло развиваться тем путем, который предложили исследователи: от простого метода к более сложным. Необходимые ресурсы и технологии (например, палки-копалки и умение поддерживать огонь) в среднем плейстоцене уже были.

Неандертальцы умели делать не только сложные орудия труда и оружие, но, возможно, и стоматологические инструменты. На зубах неандертальцев, найденных в Хорватии и датированных возрастом 130 тысяч лет, были обнаружены следы прижизненной обработки заостренными предметами.

Археологи выявили в Гнёздове связанный с путем «из варяг в греки» причал