Неандертальцев заподозрили в изобретении стоматологических инструментов

Палеонтологи из Канзасского университета выяснили, что неандертальцы, жившие около 130 тысяч лет назад, по-видимому, владели некими стоматологическими технологиями. Зубы, обнаруженные в хорватских пещерах вблизи города Крапина, содержали в себе следы прижизненной обработки заостренными инструментами. Кратко о работе можно прочитать на Science Daily, а сами тезисы опубликованы в хорватском периодическом издании Bulletin of the International Association for Paleodontology.

Крапинские пещеры прославились в 1899 году, когда палеонталог Драгутин Горьянович-Крамбергер обнаружил в них более восьмисот костей неандертальцев, выделенных впоследствии в новый подвид Homo Krapiniensis. В новом проекте ученые плотно занялись зубами одного из этих людей, и обнаружили, что два из них смещены со своего естественного положения и имеют заметные следы обработки некими инструментами — борозды, царапины и отколы.

По-видимому, страдая от зубной боли, неандерталец пытался заниматься самолечением, выскабливая и обрабатывая больные малые коренные зубы своей верхней челюсти чем-то вроде зубочистки, сделанной из кости животного или твердого стебля растения. Отдельно ученые отмечают, что зубочистками другие древние люди на тот момент пользовались уже давно — Homo habilis, например, делал их около 1,8 миллионов лет назад (а тринадцать тысяч лет назад люди делали уже настоящие зубные пломбы). Однако свидетельств о существовании подобных методик у неандертальцев до сих пор не было. Зубы болят у многих животных и, в том числе, приматов — но далеко не все способны догадаться, что с этим что-то можно поделать.

Об интеллектуальных способностях неандертальцев идет много споров, в том числе, существует мнение, что они не уступали в этом отношении предкам современных людей. Известно, например, что неандертальцы, по-видимому, делали украшения из раковин, слоновой кости и зубов животных, а также пользовались инструментами для обработки пищи и создавали наскальную живопись. Недавно выяснилось , что неандертальцы, возможно, использовали в качестве медицинских средств естественные обезболивающие и даже антибиотики. Новые сведения о методах лечения зубов также говорят в пользу наличия развитого интеллекта у этого вымершего вида.

Археологи впервые обнаружили сухопутный участок пути «из варяг в греки»