Гаджеты с кусочками метеоритов и другая 3D-печатная экзотика
Регулярно в новостях мы пишем (а вы читаете) ставшее привычным прилагательное «напечатанный» и вроде как всем понятно, что речь о 3D-принтерах. Но целой картины не получается; нет-нет, да и проскочит вопрос: «Что вообще можно напечатать на 3D-принтере?» Использовать исчерпывающий ответ «много чего» при таком вопросе, как минимум, неприлично. Поэтому мы вместе с Yota подобрали несколько наглядных примеров 3D-печати: от коронарной артерии и ракетного двигателя до гаджетов с метеоритной крошкой. Но обо всем по порядку.
3D-печать позволяет даже на относительно дешевом принтере создавать объекты с высоким уровнем детализации, что оказалось полезным в медицинских исследованиях. На 3D-принтерах уже печатали материал для пластических хирургов.
По крайней мере, нет никаких проблем с таблетками — тут 3D-печать помогает «All Things Fall» прикус с помощью самостоятельно изготовленных элайнеров.
Отдельно стоит выделить тему изготовления протезов. 3D-сканеры и принтеры помогают быстро изготовить достаточно сложные протезы, подогнанные под размеры и нужды пациента. При этом если мы говорим об утерянной конечности, то для рук, например, есть уже достаточное количество готовых моделей, которые нужно только подогнать по размеру — таким образом, пациент получает сложный и удобный протез практически по цене пластика. Есть даже организации добровольцев, которые занимаются изготовлением бесплатных 3D-печатных протезов разного уровня сложности.
Не стоит думать, что люди помогают только себе подобным — 3D-печать также активно используется при создании протезов для животных. Конечно, наш любимый персонаж это черепаха с титановыми челюстями, но мы ничуть не меньше переживали за хаски по имени Дерби, которому напечатали протезы передних лап, и за Кэссиди — котенка с 3D-печатной инвалидной коляской. У Кэссиди, кстати, все хорошо — судя по последнему видео, котенок подрос, бодро скользит задней частью тела по кафелю и даже играет с другими кошками. А еще в нашем списке добрых историй целая коллекция птиц: тукан, пеликан и ара, которым напечатали протезы клюва, а также утка с напечатанными протезами ног.
Без сомнения, наиболее яркий пример использования 3D-печати в мире искусства, это создание портрета под названием «Следующий Рембрандт». Управлявший работой 3D-принтера алгоритм печатал специальными чернилами в 13 слоев краски — таким образом удалось передать рельеф настоящего портрета маслом.
Конечно, 3D-принтеры не только картины писать могут. Дизайнеры вовсю используют их в своих проектах, в том числе при создании одежды — существует «живая» накидка, выглядящая как шкура дикобраза. Она вся покрыта 3D-печатными иглами и меняет форму в ответ на взгляд человека противоположного пола.
А можно и сам 3D-принтер сделать главным элементом арт-проекта. Так, например, поступили голландские дизайнеры, записавшие звук на глину. К столу печатающего глиной 3D-принтера дизайнеры прикрепили динамик, который ритмично издает низкочастотные звуки. Получилась своеобразная система перевода колебаний динамика в текстуру печатаемого изделия.
Если хочется чего-то монументального, то и здесь 3D-печать может помочь. Швейцарцы приспособили импровизированный 3D-принтер для создания самой настоящей скульптуры из щебня и веревки. Экструдер укладывает веревку, а сверху насыпается слой щебня — самый настоящий послойный синтез.
Стоит упомянуть и мало известное сегодня искусство создания зоотропов — движущихся скульптур. Работать с одной трехмерной моделью в 3D-редакторе должно быть значительно проще, чем изготавливать несколько десятков фигур вручную. Или несколько сотен, как в зоотропе «All Things Fall», который создан по мотивам картины Рубенса «Избиение младенцев» и состоит из более чем 350 фигур.
Само собой, возможность быстро изготовить прототип сложной детали обрадовала инженеров и конструкторов, работающих с техникой самого разного уровня. Особенно интересно выглядят перспективы изготовления металлических деталей, ведь при спекании лазером металлического порошка отходов практически не остается, а узлы при этом зачастую получаются достаточно прочными для практического применения.
NASA, например, начало испытывать 3D-печатные детали ракетного двигателя еще три года назад, постепенно увеличивая количество напечатанных деталей в экспериментальном двигателе. В декабре 2015 года агентство успешно испытало ракетный двигатель, около 75 процентов деталей которого были изготовлены при помощи 3D-печати. ESA тоже старается не отставать — прошлым летом европейцы испытали реактивный двигатель с 3D-печатными платиновыми деталями.
Экономичность 3D-печати при производстве металлических деталей убедила некоторые компании использовать аддитивные технологии не только в прототипах, но и в серийном производстве. Airbus, например, недавно получил два серийных турбореактивных двухконтурных двигателя, в которых установлены напечатанные топливные форсунки. Не отстают от гражданских авиастроителей и военные — на эту тему у нас даже был развернутый материал. Если коротко, то военные собираются печатать не только запчасти к бомбардировщикам, но и беспилотники в полевых условиях.
Как насчет готовой к применению гидравлики? Специалисты из Лаборатории информационных технологий и искусственного интеллекта Массачусетского технологического института уже освоили метод производства готовых гидравлических узлов, которые не нужно прокачивать или заправлять — они работают прямо из принтера. Несколько сопел позволяют одновременно печатать жесткие и эластичные части корпуса, а также сразу заливать жидкость. В результате получилась шестереночная гидромашина и вполне рабочий гексапод, на который прикрепили электромотор и он пришел в движение.
А еще недавно на 3D-принтерах научились печатать фазированные антенные решетки, так что дешевые радары для военной и гражданской техники тоже не за горами. Хочется верить, что это ускорит развитие активных систем безопасности в автомобилях и радар перестанут ставить только спереди из соображений экономии.
3D-печать не обязательно должна быть сурово-технической или научно-медицинской, у аддитивных технологий есть и вполне бытовое применение. На 3D-принтере уже напечатали дом, одежду, и мотоцикл. Да что там этот мотоцикл, в 2017 году нам обещали серийный 3D-печатный электромобиль! Впрочем, если серийная модель не радует глаз и душа просит эксклюзива, то всегда можно напечатать суперкар.
Если вы вообще не фанат концепции личного транспорта и хотите напечатать что-то поменьше, то в хозяйстве всегда пригодится сортировщик жевательных конфет, чайный сервиз из чая или самая маленькая в мире циркулярная пила.
А что же там с метеоритами и 3D-печатью? Yota предлагает при заказе модема напечатать к нему чехол — и вот тут как раз нам и пригодится метеорит, о котором мы говорили в начале материала. На отдельном сайте можно самостоятельно откалывать от виртуального метеорита куски и выбрать надпись на чехле. Дальше по вашей 3D-модели уже напечатают чехол, в который на этапе производства добавят частицы самого настоящего железокаменного метеорита «Сеймчан». Такой вот симбиоз интернета, 3D-печати и древнего космического булыжника.
Если же вы все еще не впечатлены возможностями 3D-печати, то не забывайте, что, в конце концов, на 3D-принтере всегда можно напечатать 3D-принтер.
Неисправность одного из винтов привела к поломке несущей конструкции пилона
Британский разработчик аэротакси Vertical Aerospace объявил о завершении предварительного расследования аварии прототипа VX4, которая произошла 9 августа на аэродроме Котсволд в Англии во время испытания, имитировавшего отказ одного из двигателей. Согласно опубликованной на сайте информации, причиной падения прототипа стала неисправность одного из воздушных винтов, спровоцировавшая поломку несущей конструкции пилона, на котором размещаются двигатели. Проект электрического аэротакси VX4 британской компании Vertical Aerospace был впервые представлен в 2020 году. Это конвертоплан с фюзеляжем длиной 11 метров, 15-метровым прямым крылом и V-образным хвостовым оперением. На крыле на четырех пилонах расположены восемь электромоторов с воздушными винтами. При этом четыре из них, расположенные перед передней кромкой крыла, имеют поворотный механизм и могут разворачиваться на 90 градусов при переходе от режима висения к горизонтальному полету. Другие четыре винта закреплены неподвижно на тех же пилонах, но позади крыла. Кабина VX4 рассчитана на перевозку четырех пассажиров и одного пилота. Первый полет летательного аппарата, проходивший в режиме висения на небольшой высоте со страховочными тросами, произошел в сентябре 2022 года. После серии аналогичных испытаний в июле 2023 года VX4 совершил первый свободный полет, в котором дистанционно-управляемый летательный аппарат разогнался до скорости 70 километров в час. Однако 9 августа на аэродроме Котсволд в Англии во время испытаний, в которых изучалось поведение аэротакси в случае отказа одного из двигателей, прототип совершил жесткую посадку и частично разрушился. . Компания начала расследование и 31 августа сообщила о первых результатах: причиной падения стала неисправность одного из передних воздушных винтов. Он отсоединился от крепления после запланированного отключения другого двигателя во время испытаний. Возникшие из-за этого несбалансированные нагрузки привели разрушению несущей конструкции моторного пилона. После чего воздушное судно перешло к устойчивому снижению, прежде чем получило повреждения при столкновении с землей. Компания сообщает, что уже переработала конструкцию проблемного пропеллера, и устранила существовавшую в его ранней модификации проблему. Новый пропеллер будет использоваться в следующей фазе испытаний. Также Vertical Aerospace отмечает, что ключевые показатели остальных электросистем, включая батареи, во время и после инцидента оставались в допустимых пределах, продемонстрировав свою надежность. Более подробная информация будет опубликована, когда Отдел расследования воздушных происшествий Великобритании завершит разбирательство. Теперь Vertical Aerospace будет ожидать завершения строительства второго и третьего прототипов, в конструкцию которых внесено множество улучшений. Ожидается, что они будут готовы уже в 2024 году. Поврежденный VX4 будет использоваться в дальнейшем только для наземных тестов. При этом авария не должна сказаться на запланированных сроках сертификации. Они остаются прежними — компания планирует пройти ее в 2026 году. Множество компаний, разрабатывающих прототипы аэротакси, уже находятся на завершающих стадиях испытаний. Например, недавно китайская компания EHang объявила об окончании всех сертификационных тестов своей модели полностью автоматического двухместного аэротакси EH216-S. В ближайшее время компания станет первой в мире получившей сертификат типа на воздушное судно такого класса.