Бродячих собак уличили в охоте на горных тапиров

Нападения зафиксировали камеры-ловушки

Бродячие собаки угрожают выживанию редких горных тапиров. К такому выводу пришли зоологи, проанализировав изображения с камер-ловушек, установленных в заповеднике Кампо-Алегре в Колумбии. За два месяца работы устройства дважды зафиксировали нападения пары собак на взрослых тапиров. Вероятно, инвазивные хищники убивают этих травоядных и мешают им нормально кормиться. Как отмечается в статье для журнала Neotropical Biology and Conservation, без активных мер борьбы с бродячими собаками горные тапиры в Кампо-Алегре рискуют исчезнуть — и похожая судьба может ждать их сородичей в других регионах Колумбии, Эквадора и Перу.

Одичавшие, бродячие и просто свободно гуляющие домашние собаки (Canis (lupus) familiaris) представляют серьезную угрозу для окружающей среды. Они активно охотятся на диких животных, включая представителей редких видов, и разоряют кладки гнездящихся на земле птиц и рептилий. С хищными млекопитающими собаки конкурируют за добычу — а также передают им свои болезни, например, бешенство и чумку. Кроме того, они скрещиваются с дикими псовыми, снижая приспособленность последних.

Команда зоологов, которую возглавил Хуан Камило Сепеда-Дуке (Juan Camilo Cepeda-Duque) из природоохранной организации Tiger Cats Conservation Initiative, решила изучить взаимоотношения домашних собак с горными тапирами (Tapirus pinchaque) — крупными непарнокопытными, которые обитают в туманных лесах и парамо на севере Анд, от Колумбии до Перу, но находятся под угрозой исчезновения из-за разрушения среды обитания и браконьерства Для этого исследователи осенью 2023 года установили 20 камер-ловушек в колумбийском частном заповеднике Кампо-Алегре (WILD Campo Alegre), где проводятся работы по восстановлению лесного покрова, вырубленного в прошлом под пастбища для скота.

За 63 дня работы фотоловушки 27 раз запечатлели домашних собак и 585 раз — горных тапиров. В двух случаях были зафиксированы нападения первых на вторых. Утром 28 октября в объектив устройства попал одинокий взрослый тапир и две собаки, черная и белая, которые кусали его за задние ноги. Положение камеры не позволило понять, насколько серьезные раны получило животное. Второй случай с участием тех же двух собак произошел шестого ноября почти в двух километрах от первого. Перед рассветом камера сделала один снимок бегущего взрослого тапира. Три минуты спустя в объектив устройства попала белая собака, которая бежала в том же направлении, а еще через 37 секунд — черная собака, обнюхивавшая землю.

Исследователи подчеркивают, что, скорее всего, собаки регулярно нападают на тапиров в Кампо-Алегре. О подобных случаях исследователям в прошлом рассказывали местные жители. Кроме того, в последние годы в заповеднике не встречались молодые тапиры — возможно, все они становились жертвами собак. Авторы призывают к активным мерам по борьбе с бродячими животными в окрестностях заповедника (в частности, предлагается производить их отлов и стерилизацию). В противном случае локальная популяция горных тапиров может вскоре исчезнуть. Собаки представляют потенциальную угрозу и для других редких животных Кампо-Алегре, например, очковых медведей (Tremarctos ornatus) и мелких оленей рыжих мазам (Mazama rufina).

Зоологи уже давно предполагают, что бродячие и одичавшие собаки могут представлять опасность для горных тапиров, которые не обладают рогами, увеличенными клыками или острыми когтями, а потому слабо защищены от хищников. Изображения, которые полученные Сепедой-Дуке и его коллегами, стали документальным свидетельством этих опасений. Более того, исследователи продемонстрировали, что стая всего из двух собак может нанести серьезный ущерб горным тапирам. Скорее всего, инвазивные хищники не только охотятся на этих травоядных, но и мешают им нормально питаться, вынуждая тратить время на повышенную бдительность и избегать привычных мест кормления. Таким образом, для спасения горных тапиров необходимо принимать в том числе и меры по борьбе с бродячими и одичавшими собаками.

Собаки — не единственные домашние животные, которые разрушительно воздействуют на окружающую среду. В прошлом году зоологи опубликовали исследование, согласно которому находящиеся на свободном выгуле, бродячие и одичавшие домашние кошки (Felis catus) поедают 2084 вида животных по всему миру. Из них 16,65 процента находятся под угрозой исчезновения или считаются близкими к уязвимому положению.

Лепет помог птенцам зебровых амадин запомнить отцовскую песню