Компания Polestar представила концепт электрического спорткара O2, главной особенностью которого стал встроенный квадрокоптер. По команде водителя он выезжает из-под крыши автомобиля и взлетает, чтобы снимать поездку с разных ракурсов, избегая столкновений с препятствиями.
Автопроизводители и технологические компании уже не раз показывали концепты и прототипы автомобилей с дронами. Их функции были разными: от доставки почты до разведки в спасательных операциях. Наиболее близок к автомобилю Polestar швейцарский концепт 2015 года Rinspeed Σtos. Он тоже представлял собой спортивный автомобиль (но на базе уже существующего BMW i8), у которого в задней части корпуса есть посадочная площадка для дрона. Но тогда инженеры выбрали обычный серийный DJI Inspire и встроили интерфейс управления им в сенсорные экраны в салоне.
Polestar (принадлежит Volvo и Geely) представила концепт и прототип спортивного электрокабриолета O2, в который встроен автономный квадрокоптер. Он располагается в закрываемом отсеке за пассажирскими сиденьями. После команды на запуск дверца отсека открывается, одновременно создавая за собой область с пониженным давлением. Затем дрон на небольшой магнитной площадке медленно спускается по желобу на корпусе, после чего запускает винты, а электромагнитое крепление отпускает его в полет.
Компания утверждает, что дрон может следовать за машиной и снимать ее на скорости до 90 километров в час. Судя по всему, для запуска и посадки ему все же нужна гораздо меньшая скорость. Водитель или пассажир могут выбрать один из двух режимов: плавная или динамичная съемка. После съемки дрон может сесть обратно, а люди в машине — отредактировать ролик и опубликовать его в соцсетях после полной остановки машины.
Компания показала журналистам прототип машины, однако не раскрыла характеристики, поскольку эти лишь концепт. Тем не менее, как это часто бывает с концептами, примененные в нем технологии потенциально могут найти применение в будущих моделях.
В этом концепте используется простая система взлета и посадки, но она не годится для большой скорости. Но есть и системы, работающие при гораздо более высоких скоростях. Одна из них выстреливает складным дроном из пушки вверх, чтобы он успел разложить плечи в полете, а другая зажимает квадрокоптер металлическими стержнями при посадке.
Григорий Копиев
Она поможет трактористам снизить риск потери слуха
Корейские инженеры изучили природу и характеристики шума, попадающего в кабину работающего трактора воздушным путем. С помощью звукоизоляции щелей и испытаний на стенде в полубезэховой камере они добились снижения высокочастотной нагрузки на водителя почти вдвое. Исследование опубликовано в Scientific Reports. В некоторых профессиях существуют факторы риска, которые способствуют развитию тех или иных специфичных заболеваний. Известно, что водители тракторов имеют более высокие шансы потерять слух, нежели представители большинства других профессий. Сообщалось также, что изменение шума в кабине сказывается на производительности труда трактористов. По этой причине инженеры вместе с физиками активно ищут способы борьбы с этим вредным фактором. Существует два общих пути, по которым шум попадает в кабину: структурный и воздушный. Первый вызван вибрациями конструкционных элементов, из которых сделана кабина, и доминирует на частотах ниже 250 герц. Второй проникает через разнообразные щели и отверстия и как правило имеет высокие частоты. Несмотря на общее понимание того, как с ним бороться, в литературе нет данных о влиянии звукоизоляции на отдельные частоты воздушного шума. Неизвестно также, какие именно компоненты работающей техники вносят основной вклад в такой шум. Ответить на эти вопросы смогло исследование корейских инженеров под руководством Ён Джуна Пака (Young‑Jun Park) из Сеульского национального университета. Исследователи провели испытания с работающим трактором в полубезэховой камере и разобрались, из чего состоит воздушный шум, проникающий в кабину. Исследователи показали, что звукоизоляция щелей способна ощутимо снизить этот вредный фактор. Техника, использованная в эксперименте, обладала четырехцилиндровым дизельным двигателем мощностью 104,5 киловатта. Авторы проверяли шум от работы трактора на 16 передачах переднего хода, а также на нейтральной передаче. Для этого они размещали в салоне испытательный стенд с двумя микрофонами, имитирующими уши тракториста. Инженеры измеряли звуковое давление в обоих каналах в зависимости от показаний тахометра и усредняли его по шкале А . С ростом передачи шум немного возрастал от 87 до 89 децибел и был больше с правой стороны. Анализ спектрограмм показал, что основными источниками звука в кабине трактора были кратные частоты шума от двигателя, шум впуска и выпуска, шум шестерен трансмиссии и входной шестерни гидравлического насоса, а также шум шин. Наиболее целесообразным при этом было бороться со звуком на частотах, выше 500 герц. С помощью звуковой камеры исследователи выявили более 20 тысяч квадратных миллиметров площади, которую требовалось звукоизолировать. Она включала себя пространство между машинным отделением и приборной панелью, отверстие в задней части кабины и щель вокруг рычага стояночного тормоза. Авторы обработали эти места с помощью полиуретановой пены, резиновых втулок, а также двухмиллиметровой стальной пластины. Измерения показали, что такая процедура снизила шум в кабине в среднем на 4-6 децибел, что эквивалентно снижению звукового давления внутри кабины наполовину. Авторы считают, что их наработки позволят в будущем повысить безопасность и эффективность сельскохозяйственных работ. Шум мотора мешает не только водителю, но и окружающим. О том, как с этим борются на автогонках, мы рассказывали в материале «Тише едешь».