Жако превзошли ара по самоконтролю

Африканские попугаи жако способны на протяжении пятидесяти секунд сдерживать желание съесть лакомство, чтобы получить вместо него более вкусную награду. При этом три вида южноамериканских ара могут продержаться лишь до тридцати секунд. К такому выводу пришли орнитологи после серии экспериментов по изучению самоконтроля у попугаев. Как отмечается в статье для журнала Animal Cognition, причина таких межвидовых различий пока остается неясной. Возможно, все дело в том, что жако живут в более сложных сообществах и обладают более крупным относительно размеров тела мозгом.

Самоконтроль позволяет отказаться от немедленного желания получить награду ради более значительной выгоды в будущем. Специалисты предполагают, что разные виды животных обладают разным уровнем самоконтроля в зависимости от интеллекта, скорости метаболизма, продолжительности жизни, экологических особенностей и социальной структуры. Кроме того, представители одного и того же вида порой демонстрируют отличающиеся способности подавлять импульсивное поведение.

Особенный интерес у исследователей вызывает вопрос о самоконтроле у попугаев — птиц, для которых характерен очень высокий интеллект. Эксперименты показывают, что некоторые попугаи могут откладывать получение награды не хуже, чем приматы и врановые. Например, танимбарские какаду (Cacatua goffiniana) способны терпеть до 80 секунд, чтобы получить лакомство более высокого качества, и до 20 секунд, чтобы получить большее количество лакомств. Кеа (Nestor notabilis) готовы ждать более ценную награду до 160 секунд. А один краснохвостый жако (Psittacus erithacus), которому дали команду «ждать», не прикасался к пище в течение 15 минут ради более вкусной альтернативы.

К сожалению, из-за отличий в дизайне экспериментов результаты разных исследований, посвященных изучению самоконтроля у животных, довольно трудно сравнивать между собой. Кроме того, не все методики одинаково информативны. Команда орнитологов во главе с Мэтью Петелем (Matthew Petelle) из Института орнитологии Общества Макса Планка приняла во внимание эти проблемы и решила сопоставить уровень самоконтроля у краснохвостых жако и трех видов ара — зеленых (Ara ambiguus), синегорлых (A. glaucogularis) и горных (Primolius couloni). Эти виды довольно сильно отличаются друг от друга с точки зрения пищевых предпочтений и социальной структуры. Синегорлые ара питаются почти исключительно плодами пальмы Attalea phalerata, зеленые — в основном плодами диптерикса Dipteryx panamensis (но при их дефиците переходят на другие корма), а горные ара и жако не столь привередливы и едят разные виды плодов и семян. При этом ара живут небольшими семейными группами, а жако образуют более крупные стаи.

Специально для экспериментов авторы собрали установку из двух наложенных друг на друга деревянных дисков, вращающихся независимо друг от друга со скоростью один оборот в минуту. К обоим дискам прикрепили по длинной спице с желтой или синей пластмассовой подставкой для корма на конце. На подставке исследователи размещали лакомство — менее (семечко подсолнуха) или более (кусочек грецкого ореха) любимое попугаями. У половины особей желтый цвет соответствовал более желанному лакомству, а синий менее желанному, а у второй половины наоборот. Во время тестов между подопытной птицей и установкой находился прозрачный пластиковый экран с отверстием посередине. Чтобы добраться до лакомства на конце спицы, попугаю нужно было просунуть голову в отверстие.

Каждая экспериментальная сессия начиналась с четырех демонстраций, в ходе которых попугаи должны были выбрать между более и менее желанной наградой (так ученые проверяли, помнят ли птицы условия опыта). Затем птицам предстояло пройти по четырнадцать тестов. В десяти из них попугай сначала мог дотянуться лишь до подставки с семечком, а грецкий орех оказывался в зоне его доступа спустя некоторое время. Если птица съедала семечко, ученые останавливали эксперимент и лишали ее шанса получить орех до следующей попытки; но если она игнорировала семечко, то вскоре у нее появлялась возможность дотянуться до ореха. В ходе первой сессии задержка между появлением нелюбимого и любимого лакомства составляла пять-десять секунд. Если птица успешно справлялась с этим испытанием, в следующей сессии интервал увеличивали, так что в конце концов он доходил до шестидесяти секунд.

Помимо основных тестов, в каждой сессии было еще по четыре проверочных. Они были необходимы, чтобы понять, действительно ли птица дожидается более вкусного лакомства или просто следует усвоенному правилу. В ходе двух тестов оба держателя были одинакового цвета и несли менее вкусное лакомство; при этом один из держателей появлялся с пятисекундной задержкой — но, поскольку на нем тоже находилось семечко, ждать его не было смысла. В двух других тестах держатели разных цветов несли семечко и грецкий орех, как и в основном эксперименте, однако в этом случае более вкусное лакомство первым появлялось в зоне доступа попугая. Птицы успешно проходили проверочные тесты (то есть не ждали прибытия второго семечка в первом тесте и сразу же брали с установки орех во втором) — таким образом, они уловили суть испытания.

Проанализировав результаты экспериментов, Петель и его соавторы обнаружили, что из четырех видов попугаев максимальный самоконтроль демонстрируют жако. Один представитель этого вида дожидался более вкусного лакомства на протяжении пятидесяти секунд, а среднее время ожидания для восьми особей составило 29,4 секунды. У всех трех видов ара успехи были намного скромнее: некоторые зеленые и синегорлые ара оттягивали получение лакомства на тридцать секунд, а для горных ара это значение составило всего двадцать секунд (более того, лишь половина из шести горных ара преодолела пятисекундный порог). В среднем же ара могли подавлять желание получить корм в течение 8,33-20,0 секунды.

У всех четырех видов средний успех особи снижался по мере того, как время ожидания увеличивалось (масса и мотивированность птицы на этот показатель не влияли). Кроме того, у всех видов самки оказались более терпеливыми, чем самцы. А если попугаи сдавались и брали менее вкусное лакомство, они обычно делали это в начале периода ожидания — вероятно, потому что понимали, как долго продлится задержка.

Максимального успеха в ожидании более вкусного лакомства добивались особи, которые тратили время на определенные виды самоуспокаивающего поведения: шагали, взаимодействовали со столом и прозрачным экраном или кусали руку экспериментатора. Впрочем, одним видам такое поведение приносило больше пользы, чем другим. Например, при равной доле времени, используемой для самоуспокоения, зеленые ара демонстрировали больший контроль, чем синегорлые. А жако справлялись с заданиями лучше, чем синегорлые и горные ара, даже если посвящали самоуспокоению столько же времени, сколько и они. Из предыдущих исследований известно, что собаки, волки и шимпанзе также используют самоуспокаивающее поведение, чтобы дождаться желанной награды.

Различия в уровне самоконтроля между четырьмя видами попугаев непросто объяснить с экологической и физиологической точки зрения. Жако, которые питаются разнообразными кормами, превзошли узкоспециализированных зеленых и синегорлых ара, однако горные ара, рацион которых также включает множество видов пищи, справились тестами хуже всех. Крупные размеры и, соответственно, более медленный метаболизм также не оказывают положительного влияния на уровень самоконтроля: жако, которые продемонстрировали лучшие результаты, весят около 450 граммов, а уступившие им зеленые ара — около 1300 граммов. Возможно, отличные способности жако к самоконтролю связаны с тем, что они живут в более сложных сообществах, чем ара, и отличаются более крупным относительным размером мозга. Однако следует отметить, что зеленые и синегорлые ара относятся к редким и малоизученным видам, так что к имеющимся данным об их социальной структуре следует относиться с осторожностью.

Орнитологи доказали, что для новозеландских попугаев кеа объекты, которые они видят на экране, являются частью реального мира. Так, эти птицы верят, что виртуальный шарик может оказаться в реальном ящичке. Такой взгляд на мир называется наивным реализмом.

N + podcast: обсуждаем с Александром Лукашевым паразита питонов в мозге человека