Кеа оказались наивными реалистами

Новозеландские попугаи кеа не увидели разницы между реальностью и виртуальным миром. Орнитологи экспериментально доказали, что для этих птиц объекты, которые они видят на экране, являются частью реального мира. Так, кеа верят, что виртуальный шарик может оказаться в реальном ящичке. Авторы отмечают, что многие эксперименты по изучению интеллекта животных построены на идее, что те являются наивными реалистами, однако найти убедительные доказательства в пользу этого предположения удалось только сейчас. Результаты исследования опубликованы в статье для журнала Biology Letters

Зоологи все чаще используют в экспериментах по изучению интеллекта животных различные экраны, в том числе сенсорные. При этом исследователи обычно считают испытуемых наивными реалистами, для которых предметы вокруг них и изображения на экране принадлежат к одному и тому же миру. Впрочем, возможно, такой взгляд не всегда верен. На это указывают результаты эксперимента, согласно которым человеческие дети уже в девятнадцать месяцев осознают разницу между реальным и виртуальным мирами. Учитывая, что интеллектуальный уровень некоторых животных не ниже, чем у детей такого возраста, они тоже вполне могут не быть наивными реалистами.

Команда орнитологов во главе с Амалией Бастос (Amalia P. M. Bastos) из Оклендского университета решила разобраться в данном вопросе на примере новозеландских попугаев кеа (Nestor notabilis) — одних из самых умных птиц в мире. Предыдущие исследования показали, что кеа способны узнавать в реальной жизни предметы, которые увидели на экране или фотографии. При этом они лучше справляются с заданиями, в которых им нужно манипулировать физическими объектами, а не взаимодействовать с сенсорными экранами — это может указывать на способность различать реальный и виртуальный миры.

Бастос и ее коллеги отобрали шесть взрослых самцов кеа, которые живут в неволе в парке Виллоубэнк в новозеландском городе Крайстчерч. Для проведения опытов с ними авторы создали специальную установку, аналогичную той, что использовалась в опытах с полуторагодовалыми детьми. На деревянной платформе они установили сенсорный экран, качели длиной 30 сантиметров и два ящичка, в которые с качелей падал шарик. В зависимости от конкретного эксперимента установку модифицировали: например, убирали настоящие качели или ящички и заменяли их изображениями на экране.

Птицы прошли предварительное обучение, а затем каждая из них поучаствовала в трех типах испытаний. Сначала кеа демонстрировали настоящие качели, с которых реальный шарик скатывался в один из двух ящичков. На следующем этапе им предложили проследить за виртуальной версией этой сцены на сенсорном экране. Наконец, в третьем типе экспериментов ученые совместили виртуальный и реальный миры: на экране вновь демонстрировались качели, а виртуальный мячик якобы скатывался в один из настоящих ящичков, расположенных рядом с экраном. В каждом случае кеа должны были коснуться клювом или языком того ящичка, реального или виртуального, в который скатился шарик (чтобы птица успела подумать над ответом, во время демонстраций между ней и ящичками или экраном находилась прозрачная перегородка, которую исследователи убирали через несколько секунд). В случае правильного ответа птица получала лакомство. При этом к третьем этапу особи допускались лишь после того, как продемонстрировали хороший результат в первых двух.

В экспериментах со смешанной реальностью пять из шести кеа чаще указывали на тот ящичек, куда якобы скатился виртуальный шарик. Шестая особь продемонстрировала такой же результат в ходе дополнительных испытаний. Эти результаты, впрочем, не позволяют сделать однозначный вывод, что кеа не осознают границу между реальными предметами и объектами на экране. Возможно, они прекрасно понимают, что виртуальный шарик не падает в ящичек, а указывают на него лишь потому, что, следуя этому правилу, можно получить лакомство.

В попытке понять, действительно ли кеа наивные реалисты, Бастос с соавторами немного модифицировали экспериментальную установку, заменив качели двумя шпажками, реальной и виртуальной. На первом этапе кеа демонстрировали, как настоящая шпажка помещает настоящий шарик в настоящий ящик, а виртуальная якобы помещает виртуальный шарик в настоящий ящичек. Если кеа видят отличия между двумя шпажками, они должны указывать на ящичек, куда попал настоящий шарик. Однако испытуемые птицы выбирали ящичек, где якобы находился виртуальный шарик, так же часто, как и ящичек с настоящим шариком. Иными словами, настоящий объект и объект на экране оказались для них эквивалентными.

Наконец, на последнем этапе исследователи повторили опыт с двумя шпажками, однако в этом случае виртуальная шпажка не опускала виртуальный шарик внутрь настоящего ящичка, а помещала на его вершину. Отсюда шарик скатывался вниз и исчезал за нижней границей экрана. В случае, если кеа руководствуются правилом, согласно которому для получения лакомства нужно указать тот ящичек, ближе к которому в последний раз находился шарик, они должны выбирать случайным образом. Однако если они склонны к наивному реализму, то должны делать выбор в пользу настоящего ящичка. Именно так поступали три кеа из шести — то есть они не следовали правилу, а указывали на тот ящичек, где, как они верили, находился шарик.

Таким образом, кеа действительно можно назвать наивными реалистами. Они считают, что виртуальный мир — это продолжение реального мира, так что шарик, который они видят на экране, вполне может оказаться в настоящем ящике. Бастос и ее коллеги утверждают, что это первое достоверное доказательство того, что животные могут быть склонным к наивному реализму

Ранее мы рассказывали о другом исследовании Амалии Бастос и ее коллег, посвященном кеа. Они описали, как самец кеа по имени Брюс, который еще подростком потерял верхнюю половину клюва, научился чистить перья камешком, зажатым между языком и подклювьем. Ранее никто не наблюдал, чтобы эти птицы использовали инструменты в гигиенических целях.

Загадочный хищник из Бразилии оказался гибридом домашней собаки и парагвайской лисицы