Психолог Майкл Беран (Michael Beran) и нейрофизиолог Уильям Хопкинс (William Hopkins) из Государственного университета Джорджии показали, что самоконтроль у шимпанзе (Pan troglodytes) коррелирует с уровнем интеллекта. Как сообщается в Current Biology, ученые пришли к такому выводу проведя аналог зефирного эксперимента с участием животных.
В начале 1960-х годов психологи Стэнфордского университета проводили эксперименты по изучению отсроченного удовольствия. Во время зефирного эксперимента детям 4-6 лет предлагали на выбор либо съесть кусочек зефира или печенье сразу, либо подождать 15 минут и получить двойную порцию. Через 30 лет ученые выяснили судьбу повзрослевших участников эксперимента и выяснили, что те, кто были в силах дождаться дополнительного лакомства, стали более успешными в жизни. Среди прочего, у них был выше уровень образования и более высокие результаты оценочного теста, который проходят абитуриенты и выше фактор. Позднее исследователи выявили связь между уровнем самоконтроля в детстве и общего интеллекта, который измеряется с помощью фактора g (general intelligence).
Известно, что шимпанзе тоже обладают самоконтролем и могут откладывать удовольствие. Также, шимпанзе участвовали в тестах на общий интеллект и у них измеряли фактор g. Но эти параметры никогда не сравнивались у одних и тех же животных.
Авторы нового исследования провели эксперименты с участием 40 взрослых шимпанзе. Сначала с помощью серии тестов у обезьян измеряли фактор g. В том числе проверялось пространственное мышление, были задачи на вращение и перестановку объектов, и на умение различать разное количество объектов. Затем эти же шимпанзе участвовали в серии экспериментов. Им предлагали на выбор либо четыре, либо 12 виноградин. Если они выбирали первый вариант, то ягоды им сразу клали в миску, во втором случае экспериментатор клал виноградины в миску по одной с задержкой в 3, 10 и 20 секунд. Каждая попытка продолжалась 120, 180 или 300 секунд. Всего исследователи провели по 40 экспериментов разной длины. Они учитывали не только то, как часто шимпанзе выбирали бóльшее вознаграждение, но и эффективность поведения обезьян: хватало ли им терпения дождаться, пока все виноградины окажутся в миске. Затем ученые сопоставили результаты эксперимента и значения фактора g.
Оказалось, что во всех экспериментах прослеживалась четкая корреляция между уровнем интеллекта и пропорцией, в которой шимпанзе выбирали 12 виноградин (во всех трех сериях p<0.001), а также эффективностью обезьян (во всех трех сериях p<0.001). «Тот факт, что связь между самоконтролем и интеллектом существует не только у людей, показывает, что у силы воли, влияющей на интеллект, есть эволюционная основа», — говорит один из авторов статьи Майкл Беран. «Дальнейшие исследования помогут выяснить, есть ли зависимость интеллекта от силы воли у других приматов и представителей других отрядов».
Генетически шимпанзе — самые близкие родственники людей, поэтому их часто задействуют в исследованиях, которые позволили бы понять эволюцию той или иной черты характера. Например, ученые выяснили, что эти обезьяны способны к саморефлексии и могут понимать, когда они «правы», а когда «ошибаются». Шимпанзе, также, как и шестилетние дети, хотят наблюдать наказание своего обидчика, и умеют решать довольно сложные задачи на уровне четырехлетних детей.
Даже при сохранности лишь одного сантиметра его волокон
Ученые из Германии и США обнаружили, что неполное рассечение мозолистого тела взрослого человека не нарушает интеграцию двух полушарий мозга, даже если разрушена большая часть соединяющих полушария нервных волокон. Как считают исследователи, это противоречит классическим представлениям о соответствии структуры и функции и свидетельствует о том, что механизмы межполушарной интеграции очень адаптивны. Статья с результатами исследования опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.