Зефирный эксперимент связал самоконтроль шимпанзе с уровнем интеллекта

Психолог Майкл Беран (Michael Beran) и нейрофизиолог Уильям Хопкинс (William Hopkins) из Государственного университета Джорджии показали, что самоконтроль у шимпанзе (Pan troglodytes) коррелирует с уровнем интеллекта. Как сообщается в Current Biology, ученые пришли к такому выводу проведя аналог зефирного эксперимента с участием животных.

В начале 1960-х годов психологи Стэнфордского университета проводили эксперименты по изучению отсроченного удовольствия. Во время зефирного эксперимента детям 4-6 лет предлагали на выбор либо съесть кусочек зефира или печенье сразу, либо подождать 15 минут и получить двойную порцию. Через 30 лет ученые выяснили судьбу повзрослевших участников эксперимента и выяснили, что те, кто были в силах дождаться дополнительного лакомства, стали более успешными в жизни. Среди прочего, у них был выше уровень образования и более высокие результаты оценочного теста, который проходят абитуриенты и выше фактор. Позднее исследователи выявили связь между уровнем самоконтроля в детстве и общего интеллекта, который измеряется с помощью фактора g (general intelligence).

Известно, что шимпанзе тоже обладают самоконтролем и могут откладывать удовольствие. Также, шимпанзе участвовали в тестах на общий интеллект и у них измеряли фактор g. Но эти параметры никогда не сравнивались у одних и тех же животных.

Авторы нового исследования провели эксперименты с участием 40 взрослых шимпанзе. Сначала с помощью серии тестов у обезьян измеряли фактор g. В том числе проверялось пространственное мышление, были задачи на вращение и перестановку объектов, и на умение различать разное количество объектов. Затем эти же шимпанзе участвовали в серии экспериментов. Им предлагали на выбор либо четыре, либо 12 виноградин. Если они выбирали первый вариант, то ягоды им сразу клали в миску, во втором случае экспериментатор клал виноградины в миску по одной с задержкой в 3, 10 и 20 секунд. Каждая попытка продолжалась 120, 180 или 300 секунд. Всего исследователи провели по 40 экспериментов разной длины. Они учитывали не только то, как часто шимпанзе выбирали бóльшее вознаграждение, но и эффективность поведения обезьян: хватало ли им терпения дождаться, пока все виноградины окажутся в миске. Затем ученые сопоставили результаты эксперимента и значения фактора g.

Оказалось, что во всех экспериментах прослеживалась четкая корреляция между уровнем интеллекта и пропорцией, в которой шимпанзе выбирали 12 виноградин (во всех трех сериях p<0.001), а также эффективностью обезьян (во всех трех сериях p<0.001). «Тот факт, что связь между самоконтролем и интеллектом существует не только у людей, показывает, что у силы воли, влияющей на интеллект, есть эволюционная основа», — говорит один из авторов статьи Майкл Беран. «Дальнейшие исследования помогут выяснить, есть ли зависимость интеллекта от силы воли у других приматов и представителей других отрядов».

Генетически шимпанзе — самые близкие родственники людей, поэтому их часто задействуют в исследованиях, которые позволили бы понять эволюцию той или иной черты характера. Например, ученые выяснили, что эти обезьяны способны к саморефлексии и могут понимать, когда они «правы», а когда «ошибаются». Шимпанзе, также, как и шестилетние дети, хотят наблюдать наказание своего обидчика, и умеют решать довольно сложные задачи на уровне четырехлетних детей.

Мыши с ГМ-клетками послушали группу Queen и выработали инсулин