Магнитная жидкость в крови поможет остановить кровотечение

Ученые предложили для уменьшения кровотечения после серьезных травм вводить в кровоток взвесь магнитных частиц, которые затвердевают под действием внешнего поля. В результате можно временно заблокировать кровоизлияние, которое представляет серьезное осложнение повреждения. Доклад был представлен на съезде секции гидродинамики Американского физического общества.

Около 80 процентов связанных с травмами смертей, наступающих спустя более часа после госпитализации, связаны с геморрагическим шоком. Это необратимое состояние возникает при длительном нескомпенсированном снижении артериального давления из-за уменьшения объема циркулирующей крови вследствие интенсивной кровопотери.

В связи с этим ученые разрабатывают множество средств экстренной остановки кровопотери, которые могут спасти жизнь во многих ситуациях. В большинстве случае достаточно замедлить кровотечение на полчаса, которых должно хватить на доставку пострадавшего в больницу, где есть необходимое для оказания дальнейшей помощи оборудование. Например, ранее для этого даже предлагалось вводить через шприц в отверстие от пулевого ранения небольшие губки.

Сотрудники Массачусетского технологического института под руководством Йонатана Теклиба (Yonatan Tekleab) предложили новый подход, который заключается в использовании биосовместимой магнитореологической жидкости — разновидности взвеси магнитных частиц в непрерывной среде. Теоретическая схема применения средства предполагает инъекцию вещества в кровоток выше повреждения, чтобы давление в сосудах переместило его ближе к месту истечения. Там под воздействием внешнего магнитного поля взвесь затвердеет, перекрывая доступ и приостанавливая дальнейшую потерю крови.

Клапаны из магнитореологических жидкостей уже применяются в робототехнике в случаях, когда необходимо останавливать создаваемое давлением течение. Преимуществом предложенного метода авторы называют возможность быстрого срабатывания. Это позволяет не допустить необратимого падения давления и прекращения кровоснабжения критически важных органов. Однако ученые отмечают, что данное решение подойдет не для всех типов повреждений.

«Магнитореологическая жидкость срабатывает как локализованный кровоостанавливающий зажим и создана для остановки кровотечения, поэтому не будет полезна в случае негеморрагических травм — например, черепно-мозговой», — говорит Теклиб. «Тяжелые травмы нескольких частей тела также могут быть проблемой, если нет возможности местного введения взвеси, так как направление жидкости по нескольким направлениям может быть затруднительно».

Авторы разработали жидкость необходимого состава, синтезировали ее и продемонстрировали эффективность при помощи лабораторных имитаторов кровотечения и на живых крысах. По словам исследователей, использование постоянных магнитов, помещенных в созданный 3D-принтером корпус, позволило задержать развитие серьезного кровотечения, значительно уменьшить кровопотерю, поддержать артериальное давление и увеличить время выживания животных, однако других подробностей о проведенных экспериментах не сообщается.

Ранее ученые показали, что противомалярийный препарат защищает от последствий кровопотери, кровотечение можно лечить электростимуляцией нервов, а обнаружить его в кишечнике можно с помощью светящихся бактерий.

Хирургическое лечение расщелины неба в шесть месяцев снизило риск нарушений речи в пять лет