Кровотечение вылечат электростимуляцией нервов

Американские ученые подготовили к клиническим испытаниям прибор Neural Tourniquet для лечения послеродового кровотечения путем электростимуляции блуждающего нерва, говорится в пресс-релизе компании-производителя Sanguistat.

Послеродовое кровотечение — ведущая причина смерти женщин при родах. По данным Всемирной организации здравоохранения, с ним связаны примерно четверть таких смертей. В большинстве случаев это связано с неэффективностью лекарственных препаратов, недоступностью противошоковых костюмов или несвоевременным оказанием хирургической помощи.

Чтобы повысить эффективность экстренной помощи пациенткам с кровотечением, сотрудники Института медицинских исследований Файнстайна разработали метод повышения свертываемости крови с помощью чрескожной электростимуляции блуждающего нерва. Подобный эффект этой процедуры был обнаружен случайно при изучении влияния парасимпатической нервной системы на иммунные реакции. По мнению исследователей, он связан с модуляцией выработки в печени белков системы свертывания крови, а также активацией тромбоцитов в селезенке.

Стимуляция блуждающего нерва проводится переменным током частотой пять герц и силой 3,5 миллиампера в виде 30-секундных циклов каждые пять минут в течение получаса. Опыты на животных показали, что такой режим электростимуляции почти вдвое уменьшает время кровотечения и объем кровопотери. При этом повышение уровня тромбина (одного из основных белков свертывающей системы) в месте кровотечения наблюдается уже через три минуты после начала стимуляции. Подобный эффект развивался и при внутренних, и при наружных кровотечениях; он не сопровождался изменениями частоты сердечных сокращений и артериального давления.

Добившись успеха в экспериментах на животных, ученые учредили спин-офф, названный Sanguistat, для разработки и испытаний коммерческой версии электростимулятора Neural Tourniquet (буквально «нервный жгут»). В первом этапе клинических испытаний примут участие пациентки с послеродовым кровотечением. Исследование пройдет при поддержке фонда Global Good, созданного Биллом Гейтсом и компанией Intellectual Ventures.

Помимо послеродового кровотечения потенциальные показания к применению Neural Tourniquet включают различные травмы (в том числе в ходе боевых действий), другие виды кровотечений в практике скорой помощи и контроль кровопотери при хирургических вмешательствах, пишет IEEE Spectrum.

В настоящее время проводятся эксперименты по электростимуляции блуждающего нерва для помощи пациентам с хроническими болями, мигренью, тревожностью, эпилепсией, болезнью Альцгеймера, сердечной недостаточностью, психическими расстройствами, сенсорными нарушениями и рядом других заболеваний.

Блуждающие нервы (X пара черепных нервов) — основные нервы парасимпатической нервной системы, которые начинаются в продолговатом мозге. Они контролируют работу большинства внутренних органов вплоть до нижних отделов толстой кишки. Только органы малого таза, как недавно выяснилось, не имеют парасимпатической иннервации.

Люди с протезами почувствовали температуру с помощью тонкопленочного охладителя