Поиск лояльных клиентов
С этого момента мы считаем, что вы уже сформировали клиентскую базу, выделили основные потребности и сегменты аудитории, а также имеете какую-то историю продаж. Теперь вам нужно научиться сегментировать аудиторию не только по точкам дифференциации, соцдему, триггерам и другим критериям, но и определять, кто из привлеченных клиентов имеет потенциально наибольший LTV и выгоден для бизнеса. Такие клиенты могут встречаться в разных сегментах, поэтому вам потребуются отдельные инструменты для их поиска.
В этом модуле мы поговорим о двух таких инструментах — ABC- и XYZ-анализе, а также разберемся, как они помогут вам не только при оценке «качества» клиентов, но и при анализе эффективности коллег, улучшении акций и так далее.
Оглавление
Наверняка вы слышали, что 20 процентов усилий дают 80 процентов результата. Маркетологи давно установили, что соотношение по принципу Парето характерно и для продаж: основной их объем часто делает довольно небольшая группа клиентов. Потерять их — значит поставить под угрозу весь бизнес. И наоборот, нет смысла тратить ресурсы на тех, кто, вероятнее всего, будет покупать у вас нерегулярно и с небольшим чеком. Давайте разберемся, как с помощью несложной математики отделить перспективных клиентов от «плохих».
Сегментируем клиентов по сумме покупок: ABC-анализ
Ваш первый шаг — взять историю покупок и на ее основе поделить клиентов на несколько категорий. Базово таких категорий может быть три: A — те, кто обеспечил основные продажи, C — те, кто почти не принес вам денег, B — те, кто оказался между этими группами. Категорий может быть больше — вы можете вводить их самостоятельно, если потребуется.
Совет: вы можете делать ABC-анализ по выручке, по прибыли, а также дополнительно характеризовать клиентов по обоим критериям. Например, клиент АА приносит хорошую выручку и хорошую прибыль, клиент AB — хорошую выручку и нормальную прибыль и так далее.
Сегментируем клиентов по частоте покупок: XYZ-анализ
Умение прогнозировать повторные покупки и подталкивать клиентов к ним — сильная сторона маркетинга. Однако анализируя поведение клиентов, вы можете заметить, что представители одного класса действуют по-разному: кто-то делает повторные покупки регулярно без напоминаний, кто-то покупает по акциям, в покупках третьих почти невозможно выявить логику. Метод XYZ-анализа позволит вам выявить самых лояльных и самых непредсказуемых клиентов внутри уже созданной категории — A, B или C. Возьмите каждый класс и дополнительно отсортируйте клиентов по регулярности покупок:
В результате
Вы получите список сегментов клиентов по их степени влияния на экономику продукта — от AX до CZ. Клиенты AX — ваши «лучшие» клиенты, приносящие стабильный и предсказуемый доход. Не теряйте их и подумайте, как привлекать похожих. Клиенты AY — те, кто может существенно улучшить показатели LTV и прибыльность проекта, если вы придумаете, как перевести их в категорию AX. Эти люди готовы покупать у вас много, но пока не делают этого так часто, как могли бы. Аналогично, перестав тратить ресурсы на работу с клиентами из категории CZ, вы сможете сократить издержки.
Совет: ABC/XYZ-анализ также хорош для решения таких задач, как выбор предложений для акций: спрос определяется ценой, то есть для каждого товара и услуги есть цена, по которой он будет продаваться отлично. Вопрос только в том, можете ли вы ее найти и будет ли она для вас выгодной. Чтобы понять это, вы можете провести эксперимент: сделать скидку и замерить, насколько чаще этот продукт или услугу стали покупать.
Узнайте планеты Солнечной системы поближе
Что может быть проще планет Солнечной системы? Всего их восемь плюс разжалованный Плутон. Все помнят порядок их расположения, легко назовут имена газовых гигантов и крупнейшие спутники Юпитера. Или нет? Попробуйте угадать, о чем идет речь, «флиртуя» с планетами. Возможно, вы раз и навсегда запомните, кто за кем идет, на какой планете самый короткий день и из чего состоят кольца Сатурна.