Жители двух европейских поселений начали выращивать просо около 1300 года до нашей эры

А через 250 лет перестали это делать

Биоархеологи проанализировали изотопный состав азота и углерода в останках людей из памятников Эсперштедт и Кукенбург, расположенных в Германии. Они выяснили, что местные жители около 1300–1050 годов до нашей эры употребляли в пищу заметное количество проса, чем они отличались от своих предшественников и последователей. Возможно, люди на протяжении нескольких поколений выращивали эту неприхотливую культуру, чтобы обезопасить себя от неурожая во время засух. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Scientific Reports.

Обыкновенное просо (Panicum miliaceum) — одна из древнейших зерновых культур, возделываемых человеком. В отличие от многих привычных нам злаков, просо начали выращивать не в Юго-Западной Азии, а в Восточной — на северо-востоке современного Китая. По современным данным, это произошло около 6000 года до нашей эры. В Европу же эта культура попала гораздо позже — в эпоху бронзы. Так, в одной из недавних работ исследователи пришли к выводу, что в Северном Причерноморье, вероятно, просо начали возделывать около 1780–1450 годов до нашей эры. В течение II тысячелетия до нашей эры эта культура проникла и дальше на запад, достигнув Британских островов к началу I тысячелетия до нашей эры.

Группа ученых из Австралии, Германии, Норвегии и США под руководством Патрика Робертса (Patrick Roberts) из Института геоантропологии Общества Макса Планка решила выяснить, когда просо в заметных количествах начали культивировать на территории современной Центральной Германии. Для этого исследователи отобрали для анализа изотопного состава азота и углерода останки 53 человек и 22 животных из расположенных рядом археологических памятников Эсперштедт и Кукенбург.

Оба памятника находятся на территории федеральной земли Саксония-Анхальт. Они включают могильник и остатки долговременных поселений, в которых люди проживали с середины IV тысячелетия до нашей эры до VIII–XI веков нашей эры, то есть до эпохи Средневековья. Однако в своей работе ученые сосредоточили основное внимание на находках, относящихся к позднему бронзовому веку — примерно к 1300–800 годам до нашей эры, когда здесь проживали носители так называемой унштрутской культуры. Эти памятники примечательны тем, что археологи обнаружили здесь погребения по обряду ингумации, поскольку в Центральной Европе в позднем бронзовом веке господствующим обрядом стала кремация.

Чтобы определить возраст находок, ученые обратились к радиоуглеродному анализу. Так, они датировали 45 из 53 человеческих останков. Оказалось, что пять людей жили в среднем (около 3600–3022 годов до нашей эры) и позднем (около 2875–2235 годов до нашей эры) неолите, еще пять — в раннем бронзовом веке (примерно в 2293–1751 годах до нашей эры), когда в этом регионе существовала унетицкая археологическая культура. Оставшиеся останки, по-видимому, принадлежали людям, жившим в позднем бронзовом веке. К ранней фазе этого периода исследователи отнесли 13 образцов (примерно 1406–1055 годы до нашей эры), а к поздней — 22 образца (приблизительно 1041–766 годы до нашей эры). Кроме того, к позднему бронзовому веку, судя по радиоуглеродным датам, относились останки восьми животных и пять семян проса.

По соотношению изотопов углерода ученые выяснили, какие растения входили в рацион этих людей. Оказалось, что на протяжении среднего и позднего неолита, раннего бронзового века и поздней фазы позднего бронзового века местные жители употребляли в пищу растения с С3-фотосинтезом (например, пшеницу и ячмень). Однако во время ранней фазы позднего бронзового века в их рацион входило значительное количество растений с С4-фотосинтезом — свидетельство того, что они употребляли просо. Это подтверждают и палеоботанические находки из обоих памятников.

По мнению исследователей, люди из поселений Эсперштедт и Кукенбург выращивали просо около 1300–1050 годов до нашей эры, однако затем отказались от этого по неизвестным причинам. Возможно, местные жители начали возделывать эту культуру из-за климатических изменений, поскольку просо достаточно неприхотливый злак, который более устойчив к засухам, чем пшеница и ячмень. Кроме того, этому способствовало развитие торговых и культурных связей между регионами.

Примерно в это же время, когда жители поселений Эсперштедт и Кукенбург начали выращивать просо, от засухи пострадала столица Хеттского царства — город Хаттуса, которую хеттам пришло оставить около 1200 года до нашей эры. Подробнее об этом читайте в материале «Закат Хаттусы».

Жертву убийства 5200-летней давности из Дании назвали мигрантом с севера