Палеогенетики не обнаружили признаков патрилокальности в Чатал-Хююке

Это один из результатов исследования 131 генома эпохи неолита

Палеогенетики проанализировали геномы 133 человек, живших в поселении Чатал-Хююк в эпоху неолита, и не обнаружили признаков того, что для представителей этой культуры была характерна патрилокальность. Помимо прочего, они также нашли различия в погребальном обряде между захороненными здесь мальчиками и девочками, а также выявили древнейший случай моносомии по X-хромосоме — синдром Шерешевского — Тёрнера. Препринт работы доступен на bioRxiv.org.

Чатал-Хююк представляет собой одно из самых известных доисторических поселений, которое существовало примерно в 7100–5600 годах до нашей эры, то есть в эпохи неолита и халколита. Исследования этого памятника начались еще в 1950-е годы и продолжаются до сих пор (о первооткрывателе памятника читайте в материале «Мистификатор от археологии»). Среди прочего, они позволили обнаружить здесь остатки многочисленных домов из сырцового кирпича и древесины, стены и полы которых украшали росписи и вырезанные изображения. Под полами и платформами таких сооружений археологи нашли останки многочисленных жителей этого поселения, которые теперь становятся объектами различных исследований.

Эрен Юнджю (Eren Yüncü) из Ближневосточного технического университета совместно с коллегами из разных стран мира представила результаты генетического исследования древних жителей Чатал-Хююка. Для анализа они отобрали останки 395 человек, однако меньше 30 процентов из них содержали достаточное количество ДНК. В общей сложности ученые прочитали 113 новых геномов, которые для дальнейших исследований они объединили с ранее опубликованными последовательностями ДНК. В конечном счете палеогенетики работали со 131 геномом людей из Восточного холма Чатал-Хююка (около 7100–5900 годов до нашей эры) и двумя геномами людей из Западного холма (около 5900–5800 годов до нашей эры), причем часть из них была непригодна для некоторых анализов из-за низкого качества прочтения.

Среди прочего, ученые обнаружили у одного из новорожденных детей из Чатал-Хююка моносомию по X-хромосоме, то есть только одну половую хромосому (кариотип 45, X0). Эта генетическая аномалия, известная как синдром Шерешевского — Тёрнера, сегодня встречается примерно у одной из 2500–3000 новорожденных девочек. У древних людей впервые эту форму анеуплоидии выявили лишь недавно — от нее страдала девушка, жившая около 2703–2365 лет назад на территории современной Англии. Тем самым ребенок из Чатал-Хююка — древнейший известный человек с таким синдромом.

Ученые отметили, что популяция Чатал-Хююка, вероятно, сформировалась в результате смешения более древнего населения Малой Азии и мигрантов из южной части Месопотамии. На протяжении же исследованного периода она оставалась достаточно однородной и не получала заметного потока генов от населения, которое в генетическом плане сильно отличалось от них. Однако это не говорит о том, что жители этого поселения находились в изоляции. По всей видимости, они нередко заводили семьи с людьми из других поселений Малой Азии. Например, геномы 5 из 67 проанализированных людей оказались ближе к их современникам из поселения Барджин-Хююк, чем к остальным жителям Чатал-Хююка.

Недавние исследования европейских популяций эпохи неолита показывали, что как минимум для некоторых из них была характерна патрилокальность. Однако исследователи не обнаружили таких признаков в Чатал-Хююке. По их данным, бытовавший тип брачного поселения в этом обществе, видимо, можно характеризовать как примерно на 50 процентов матрилокальность, а на 50 процентов — смешанный тип. Ученые также отметили, что население Чатал-Хююка не практиковало браки между близкими родственниками.

Далее исследователи остановили свое внимание и на том, связаны ли биологически люди, чьи останки нашли одного и того же сооружения. Среди прочего, они отметили одну интересную деталь. В жилищах, относящихся к среднему и позднему этапам существования Чатал-Хююка, часто были похоронены или представители нескольких семей, или люди, которые вообще не были связаны между собой генетически, причем это касалось и детей (включая новорожденных и младенцев).

Кроме того, ученые отметили, что в Чатал-Хююке ДНК лучше сохранилась в височных костях детей, нежели взрослых, хотя при прочих равных стоило бы ожидать обратного. Они выдвинули гипотезу, что это результат разного обращения с телами покойных разных возрастов и, возможно, методов их захоронения. Более того, палеогенетики заметили, что ДНК лучше сохранялось в костях мальчиков, чем девочек. По их мнению, это может быть связано с тем, что подготовка их тел к погребению была больше похожа на ту, что применяли к взрослым членам общины. Причем захоронения девочек отличались и по сопроводительному инвентарю, который, по данным ученых, встречался в пять раз чаще, чем в погребениях мальчиков.

Находки из Чатал-Хююка далеко не ограничиваются одними человеческими останками. Например, ранее мы рассказывали, как на этом памятнике обнаружили 8600-летний хлеб, а также раскопали фрагменты веревок и текстиля из волокон луба.

Примерно две трети детей алтайских андроновцев не дожили до 15 лет