В Чатал-Хююке нашли фрагменты веревок и текстиля из волокон луба

Артефакты датируются VII тысячелетием до нашей эры

Археологи и палеоботаники исследовали пять образцов текстиля и два фрагмента веревок, найденные во время раскопок известного древнего поселения Чатал-Хююк в слоях VII тысячелетия до нашей эры. Ученые определили, что веревки были изготовлены из лубяных волокон дуба, а два образца текстиля – из волокон вяза и древесного растения из семейства ивовые (тополя или ивы). Последние два источника сырья для изготовления текстиля ранее в Чатал-Хююке не встречали. Об этом сообщается в статье, опубликованной в Journal of Archaeological Science: Reports.

В Центральной Анатолии находится одно из самых известных доисторических поселений – Чатал-Хююк. Этот древний памятник обнаружил в 1958 году британский археолог Джеймс Мелларт (James Mellaart), который и начал его раскопки в 1961 году (подробнее об этом и о скандалах, связанных с ученым, можно прочитать в материале «Мистификатор от археологии»). В настоящее время памятник представляет собой два крупных холма: восточный (около 7100–5950 годов до нашей эры) и западный (примерно 6000–5600 годы до нашей эры).

В ходе раскопок этих холмов археологи обнаружили многочисленные примыкающие друг к другу дома, построенные из сырцового кирпича и дерева, попасть в которые можно было лишь через крышу. Внутри жилищ находились печь, кладовая и платформы для сидения, сна или работы, под которыми также хоронили мертвых. В Чатал-Хююке отсутствовали улицы, а все передвижения внутри него проходили по крышам одноэтажных построек. По расчетам ученых, число домов в этом поселении могло достигать двух тысяч, а количество жителей – десяти тысяч (узнать больше об этом древнем поселении можно в материале «Хозяйка двойной горы»).

Одной из ценных категорий находок, сделанных в Чатал-Хююке, выступают остатки текстиля. Так, еще в 1960-е годы археологи обнаружили подобные артефакты в слоях VII тысячелетия до нашей эры. Однако на протяжении долгого времени не было ясно, из какого материала они были сделаны. Первоначально выдвигались гипотезы, что волокна представляют собой шерсть, а после – лен (Linum). Но в недавней работе ученые проанализировали несколько древних образцов с помощью растрового электронного микроскопа и пришли к выводу, что в качестве сырья использовались лубяные волокна дуба (Quercus) и, возможно, других древесных растений. Это согласуется с тем, что в неолитических слоях Чатал-Хююка семена льна практически не встречаются.

Ниса Лаудон (Nysa Loudon) из Университета Глазго совместно с коллегами из Великобритании представила результаты нового исследования растительных остатков, найденных в Чатал-Хююке. В общей сложности ученые изучили пять кусочков текстиля и два фрагмента веревок, которые в 2008–2015 годах археологи обнаружили во время раскопок захоронений, относящихся примерно к 6500–6400 годам до нашей эры.

Сканирующая электронная микроскопия показала, что в качестве сырья использовались разные материалы. Так, оба фрагмента веревок оказались изготовлены из лубяных волокон дуба. В то же время кусочки текстиля были сплетены из луба других видов деревьев. Так, в качестве сырья для одного фрагмента использовались волокна вяза (Ulmus), а для другого – растения из семейства ивовые (Salicaceae), которым могла быть ива (Salix) или тополь (Populus). Определить, из каких древесных растений были сделаны остальные образцы, ученым не удалось.

На N + 1 нередко рассказывают о находках и открытиях, сделанных в Чатал-Хююке. Так, в минувшем году археологи сообщили, что обнаружили в этом поселении 8200-летнее святилище, нашли на останках жителей Чатал-Хююка разные минеральные пигменты, а также раскопали остатки деревянной лестницы эпохи неолита.

Археологи отопили неолитическое жилище из Чатал-Хююка древесиной и коровьим навозом