В Чатал-Хююке раскопали 8200-летнее святилище

Археологи раскопали на поселении Чатал-Хююк остатки древнего святилища. По предварительным оценкам, возраст ритуального сооружения площадью около 30 квадратных метров достигает 8200 лет, сообщает информационное агентство «Анадолу».

В Центральной Анатолии находится один из самых известных доисторических памятников — Чатал-Хююк. Его обнаружил еще в 1958 году британский археолог Джеймс Мелларт (James Mellaart), который и начал вести исследования этого памятника в 1961 году (подробнее об этом и о скандалах, связанных с ученым, можно узнать в нашем материале «Мистификатор от археологии»). В настоящее время этот памятник представляет собой два больших кургана: восточный (около 7400/7100—5900 годов до нашей эры) и западный (около 6000–5600 годов до нашей эры).

В ходе раскопок этих курганов археологи обнаружили многочисленные примыкающие друг к другу дома, построенные из сырцового кирпича и дерева, попасть в которые можно было лишь через крышу. Внутри жилищ находились печь, кладовая и платформы для сидения, сна или работы, под которыми также хоронили мертвых. На поселении не было улиц, а все передвижение внутри него, похоже, проходило по крышам одноэтажных построек. По расчетам ученых, число домов в Чатал-Хююке могло достигать двух тысяч, а количество жителей — десяти тысяч. Ряд сооружений этого памятника ученые интерпретируют как святилища или храмы. Они расписаны богаче остальных построек, с букраниями на стенах (узнать больше об этом памятнике можно в нашем материале «Хозяйка двойной горы»).

Археологи сообщили о результатах 30 сезона раскопок памятника Чатал-Хююк. Во время работ на окраине 9000-летнего кургана исследователи обнаружили остатки ритуального сооружения, площадь которого составляет около 30 квадратных метров. Руководитель раскопок Али Умут Тюркджан (Ali Umut Türkcan) из Анатолийского университета отметил, что во время первых исследований Чатал-Хююка, проходивших в 1960-е годы, около трети обнаруженных сооружений оказались святилищами. Однако затем вплоть до 2008 года таких построек не находили.

По словам Тюркджана, в новом здании присутствуют алтарь, скамьи, украшенные бычьими головами, настенные росписи и рельефы. Обнаруженное святилище похоже на аналогичные сооружения более раннего этапа существования Чатал-Хююка. От обычных жилых построек его отличает то, что внутри храма нет обычных элементов быта, за исключением очага, но и он находится в нетипичном месте. Хотя археологи еще не получили радиоуглеродные датировки, они предполагают, что святилище использовалось около 8200 лет назад.

Недавно на N + 1 уже рассказывали о находках и открытиях, сделанных в Чатал-Хююке. Так, археологи впервые раскопали фрагмент деревянной лестницы эпохи неолита, возраст которой составляет около 8500 лет. Кроме того, ученые выяснили, какими минеральными пигментами пользовались жители этого поселения.

Зубы и кости из Кооби-Форы приписали одному человеку умелому