Мистификатор от археологии

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Неолитическое поселение Чатал-Хююк (устаревшее написание — Чатал-Гуюк) в центральной Турции постоянно удостаивается эпитетов в превосходной степени. «Один из самых интересных археологических объектов», «самый важный», «один из самых необычных». Люди, жившие здесь девять тысяч лет назад, выращивали злаки, пасли домашних животных, украшали дома фресками, и, возможно, одними из первых в мире научились выплавлять медь. В поселении не было улиц, а новые дома здесь строились поверх старых. В Чатал-Хююке до сих пор не найдено ни одной мастерской, никаких следов военных или насильственных действий. Похоже, что и входа в поселение тоже не было. Это во всех смыслах примечательное место было найдено в 1961 году, а одним из его первооткрывателей стал британский археолог Джеймс Меллаарт. Позднее его неоднократно подозревали в подделках своих находок, а совсем недавно, разбирая его архив, исследователи в этом убедились.

Меллаарт (1925-2012) был фигурой неоднозначной. В 50-е годы он был преподавателем в Стамбульском университете и одним из директоров Британского института археологии в Анкаре. Помимо Чатал-Хююка, археологи во главе с Меллаартом открыли другое неолитическое поселение, расположенное на юго-западе Турции, - Хаджилар. Вдобавок Мелаарт поспособствовал находке еще одного поселения, Бейждесултан, на этот раз медного века.

Джеймс Меллаарт на раскопках в Чатал-Хююке

Omar Hoftun, Joe Roe / Wikimedia Commons

В то же время, он был замешан в ряде скандалов. Вскоре после начала раскопок в Чатал-Хююке на черном рынке стали появляться керамические горшки, очень похожие на те, что были найдены в поселении. Позднее они оказались современными подделками. Правда, имя Меллаарта с этими находками не связывали. В середине 60-х годов Меллаарт опубликовал в лондонском издании сообщение о сокровищах бронзового века, которые ему разрешила изучить (и зарисовать) некая жительница Измира. Позднее ее не смогли найти, а ее адрес оказался несуществующим. Турецкие власти поинтересовались у археолога, почему он не поставил их в известность о находке, а позже обвинили его в пособничестве контрабанде древностей. Меллаарту запретили вести раскопки и запретили въезд в страну. Позднее, уже в 80-е годы, он пытался выдать сделанные им акварели за копии фрески из Чатал-Хююка. По словам Меллаарта, она так плохо сохранилась, что возможности ее консервировать или перенести со стены не было. Единственным доказательством ее существования оказались рисунки археолога.

В 1995 году Меллаарт написал руководителю частной некоммерческой организации Luwian Studies швейцарскому геоархеологу Эберхарду Цаннгер (Eberhard Zangger) о надписи на древнем лувийском языке, которая была найдена около турецкой деревни Бейкёй. По словам Меллаарта сама надпись не сохранилась потому, что древние камни местные крестьяне использовали для строительства мечети. Зато сохранилась зарисовка надписи, которую нашел Меллаарт. Археолог просил помощи в расшифровке надписи, так как, по его словам, он не знал лувийского языка, но планировал опубликовать исследования надписи из Бейкёя. В переписке с Цаннгером Меллаарт просил опубликовать результаты исследований после его смерти, если он не успеет сделать этого сам.

В октябре 2017 года Цаннгер анонсировал публикацию расшифровки надписи из Бейкёя. По словам ученого в тексте упоминался легендарный царь Муксус, завоевавший Трою и «народы моря», о которых было известно из египетских хроник.  Перевод надписи сделал нидерландский лингвист Фред Вудхузен (Fred Woudhuize). Подробнее о надписи из Бейкёя можно прочитать в нашем материале.

Как говорится в пресс-релизе Luwian Studies, эксперты сочли опубликованную лувийскую надпись подделкой, возможно сфабрикованной самим Меллаартом. После этого Цаннгер и сын покойного археолога Алан разобрали документы в его квартире и среди них обнаружили сланцевые пластинки с нацарапанными на них набросками фресок, которые Меллаарт якобы находил в Чатал-Хююке.

По словам Цаннгера, исследователи не нашли «черновиков» надписи из Бейкёя, но обнаружили записные книжки из которых следовало, что Меллаарт изучал лувийский язык еще студентом, и интересовался им в течение, как минимум, сорока лет.

Ученые еще сомневаются в том, что Меллаарт полностью сфабриковал надпись из Бейкёя. Но то, что он подделывал «доказательства», подтверждающие ее подлинность, стало ясно из документов, которые были найдены у него в доме. Археолог создал предысторию древней лувийской надписи и поделился ею с Цаннгером. «Фред Вудхузен и я насчитали около 260 древних имен и топографических названий. Это было похоже на мир Гарри Поттера. Имена были похожи на настоящие. Очевидно, в каком-то смысле Меллаарт был гением. Но он неправильно использовал свои таланты, и тем самым нанес огромный вред исследованиям», — цитирует слова Цаннгера издание Livescience.

Особенно Цаннгера расстроило то, что в бумагах Меллаарта была найдена переписка не только с ним, но и с другими исследователями, которых археолог старался заинтересовать лувийской надписью и просил опубликовать ее до его смерти. «Он не останавливался перед тем чтобы испортить карьеру других людей», — добавляет ученый.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.