Ученые впервые выявили на ее стенах пигмент из древесного угля
Французские ученые неразрушающими методами исследовали пещеру Фон-де-Гом, хорошо известную благодаря многочисленным рисункам эпохи верхнего палеолита. Проделанная работа позволила выявить на стенах черную краску на основе древесного угля. В перспективе это даст возможность впервые получить прямые радиоуглеродные даты для росписей из пещеры Фон-де-Гом. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Scientific Reports.
От эпохи верхнего палеолита до наших дней дошло большое количество памятников с произведениями монументального искусства. Самые древние из них археологи обнаружили в Индонезии, где сохранились красочные изображения возрастом около 45 тысяч лет. Но большинство из них исследователи открыли в Европе, причем всего в одном регионе — во Франко-Кантабрии, то есть на севере Испании и в южной части Франции, где известно примерно 300 пещер с палеолитическими рисунками.
Одна из проблем, с которой сталкиваются ученые при изучении пещерного искусства, это сложности с прямыми датировками. В последние годы чаще всего для этого используют уран-ториевый метод, с помощью которого датируют кальцитовые натеки на стенах пещер. Но, с одной стороны, они не всегда перекрывают рисунки, а, с другой — часто дают очень большой разброс. При этом обычно изображения нельзя датировать с помощью радиоуглеродного анализа — большинство красок древних художников для этого просто не подходят. Шансы получить радиоуглеродную дату у исследователей есть только в тех случаях, если первобытные люди сделали краску из древесного угля или сажи.
Ина Райхе (Ina Reiche) из Университета Paris Sciences et Lettres совместно с французскими коллегами исследовала пещеру Фон-де-Гом, расположенную в департаменте Дордонь. Эта пещера представляет собой один из богатейших памятников палеолитического искусства, открытый в 1901 году. Помимо абстрактных рисунков, исследователи выявили здесь больше 200 фигуративных изображений, включая 80 бизонов, рисунки мамонтов, оленей и лошадей. Ученые считают, что их создали носители мадленской культуры, существовавшей около 21—14/13 тысяч лет назад. Причем стилистически фигуративные изображения из пещеры Фон-де-Гом делятся как минимум на две группы, что, возможно, говорит о том, что их сделали в разное время.
В новой статье ученые рассказали, что они прибегли к нескольким неразрушающим методам, чтобы проанализировать рисунки из пещеры Фон-де-Гом. Они провели фотосъемку с искусственным освещением, чтобы получить изображения высокой точности, а также прибегли к микро-рамановской спектроскопии и рентгенофлуоресцентному анализу, чтобы выяснить, какими пигментами пользовались древние художники. Дело в том, что еще в начале XX века французский химик Анри Муассан (Henri Moissan) идентифицировал в образцах краски со стен пещеры оксиды железа и марганца, а из-за высокой культурной ценности памятника отборы новых проб в нем проводятся только в виде исключения.
Ученые не только выявили ранее неизвестные изображения, например фигуру черной лошади, но и обнаружили, что некоторые рисунки созданы с помощью краски на основе древесного угля. Например, с помощью этого пигмента нарисован один из бизонов. Причем исследователи заметили, что краски на основе оксидов железа и марганца и древесного угля, по-видимому, использовались в этой пещере в разное время. В перспективе это позволит отобрать пробы для радиоуглеродного анализа и установить возраст некоторых произведений. В частности, исследователи предположили, что нарисованный углем бизон (они прозвали его «бизон Пикассо») мог быть создан еще в домадленский период.
Археологи исследуют не только давно известные памятники с пещерным искусством, но и открывают новые. Например, осенью мы рассказывали, что на востоке Испании обнаружили крупное палеолитическое святилище — пещеру Донес. Подробнее об этом открытии и искусстве каменного века можно послушать в нашем подкасте.
Ученые состарили произведения монументального искусства, найденные на Сулавеси
Группа ученых из Австралии и Индонезии использовала новый подход, чтобы датировать произведения палеолитического искусства на двух памятниках, расположенных на Сулавеси. Полученные результаты позволили заметно состарить возраст двух композиций, самой ранней из которых оказалось по меньшей мере 51,2 тысячи лет. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Nature.