Стоянку Петерсфельс назвали крупным осенне-зимним лагерем мадленских охотников

В основном они добывали северных оленей

Немецкие ученые исследовали останки животных, обнаруженные во время раскопок стоянки Петерсфельс — известного памятника мадленской культуры. Они выяснили, что эта стоянка представляла собой крупный осенне-зимний лагерь охотников-собирателей, основной добычей которых выступали северные олени, зайцы, лошади и куропатки. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Quaternary Science Reviews.

Около 21 тысячи лет назад, когда еще не закончился максимум последнего оледенения (26,5–19 тысяч лет назад), на западе Европы начала складываться мадленская археологическая культура, которая просуществовала примерно до 14–13 тысяч лет назад. Носители этой культуры в основном охотились на северных оленей и лошадей, занимались рыболовством и собирательством. Мадленцы стали активно обрабатывать кость и рог, из которых, в частности, делали характерные роговые наконечники копий, гарпуны и прочие орудия. Кроме того, мадленское время — это период расцвета монументального и мобильного искусства (о том, что из себя представляет палеолитическое искусство, слушайте в нашем подкасте).

На юго-западе современной Германии находится известный археологический памятник мадленской культуры — Петерсфельс, открытый в 1924 году. За долгие годы исследований ученые обнаружили здесь многочисленные остатки деятельности людей, живших около 16–13 тысяч лет назад (типология некоторых орудий может свидетельствовать о том, что люди появлялись здесь и раньше — между 22,5 и 18 тысячи лет назад). Среди находок из этого памятника присутствуют большое количество каменных и костяных артефактов, личные украшения, останки людей, а также так называемые Венеры из Петерсфельса — несколько миниатюрных женских статуэток из гагата.

На этот раз группа ученых из Германии во главе с Мэдисоном Маккартином (Madison McCartin) из Тюбингенского университета исследовала коллекцию останков животных, обнаруженную в предвходовой зоне в пещеру Петерсфельс во время раскопок, проходивших между 1974 и 1979 годами. В общей сложности палеозоологи проанализировали 3256 находок, 957 из них они определили на уровне рода или вида.

Большая часть определимых костей представляла собой останки северных оленей (64 процента костей от как минимум 36 особей). Далее следовали зайцы (22 процента костей от как минимум 19 особей), лошади (семь процентов костей от как минимум восьми особей) и куропатки (шесть процентов костей от как минимум десяти особей). Реже оказались представлены такие животные, как первобытный бык или степной бизон, ибекс, дикий кабан, волк, лиса, ворон и лемминг.

Судя по костям северных оленей и животных, сопоставимых с ними по размеру, древние охотники-собиратели проводили первоначальную разделку добычи за пределами стоянки. На многих костях оленей, зайцев, лошадей и куропаток исследователи зафиксировали следы, сделанные людьми, причем некоторые из них свидетельствуют о таких действиях, как снятие шкуры, потрошение или вырезание языка у северных оленей. Помимо рукотворных следов, на многих костях ученые зафиксировали погрызы животных — лис или волков/собак. В ряде случаев они перекрывали более ранние следы от каменных орудий. Это говорит о том, что животные по меньшей мере иногда питались человеческими объедками. Ранее подобная деятельность уже фиксировалась на европейских памятниках эпохи верхнего палеолита (раз, два).

В целом, исследователи отметили, что стоянка Петерсфельс представляла собой крупный лагерь охотников-собирателей, которые в течение длительного периода времени приходили сюда в осенне-зимнее время. Их основной добычей выступали северные олени, причем люди охотились как на взрослых особей, так и на молодь. Эти животные интересовали древних охотников не только как источник мяса, но и костного мозга, сухожилий, шкур и сырья для производства артефактов.

Ранее на N + 1 рассказывали, что в Германии обнаружили вход в пещеру палеолитических охотников-собирателей. Около 16 тысяч лет назад ее также посещали носители мадленской культуры.

Африканцев заподозрили в использовании лука и стрел 74 тысячи лет назад