Ученые состарили произведения монументального искусства, найденные на Сулавеси
Группа ученых из Австралии и Индонезии использовала новый подход, чтобы датировать произведения палеолитического искусства на двух памятниках, расположенных на Сулавеси. Полученные результаты позволили заметно состарить возраст двух композиций, самой ранней из которых оказалось по меньшей мере 51,2 тысячи лет. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Nature.
На протяжении долгого времени древнейшими пещерами с росписями считались памятники, расположенные в Европе, где с XIX века открыли несколько сотен подобных святилищ ледникового периода, большая их часть расположена в одном регионе — во Франко-Кантабрии. Однако около десяти лет назад ученые, прибегнув к современным методам датирования, обнаружили, что еще более древние красочные росписи создавали люди, жившие на островах Юго-Восточной Азии, где теперь известны памятники старше 40 тысяч лет. До сегодняшнего дня самой ранней пещерной живописью считалась композиция с целебесской свиньей из памятника Леанг-Булу-Сипонг-4, расположенного на юго-западе Сулавеси. Тогда с помощью уран-ториевого метода исследователи определили, что ее нарисовали по меньшей мере 43,9 тысячи лет назад.
На этот раз группа ученых из Австралии и Индонезии, возглавляемая Максимом Обером (Maxime Aubert) из Университета Гриффита, сообщила о результатах нового датирования произведений палеолитического искусства острова Сулавеси с помощью иного подхода. Исследователи прибегли к методу урановых серий и лазерной абляции, что позволило более точно определить возраст кальцитовых натеков, образовавшихся поверх древних росписей.
В своей статье они рассказали о работах на двух памятниках. Первый из них — это упомянутая пещера Леанг-Булу-Сипонг-4, где они датировали ту же самую композицию. Помимо двух свиней на ней изображены четыре карликовых буйвола аноа и еще восемь существ, представляющих собой так называемых териантропов, обладающих одновременно человекоподобными и звериными чертами и держащими предметы, которые похожи на копья или веревки. Новый анализ показал, что в действительности эту роспись создали раньше, чем считалось. По данным ученых, ее минимальный возраст составляет 50,2 ± 2,2 тысячи лет, то есть по меньшей мере 48 тысяч лет.
Кроме того, исследователи провели аналогичную работу на памятнике Леанг-Карампуанг, где в 2017 году они обнаружили плохо сохранившееся живописное панно. На нем можно разглядеть большое изображение целебесской свиньи, размер которой составляет 92 × 38 сантиметров, а также три связанные с ней красные антропоморфные фигуры размером 42 × 27, 28 × 25 и 35 × 5 сантиметров. В отличие от композиции на памятнике Леанг-Булу-Сипонг-4, по мнению исследователей, здесь, вероятно, изображена не сцена охоты, а что-то другое. Получив серию дат по кальцитовым натекам на антропоморфных фигурах и изображении свиньи, ученые определили, что их нарисовали даже раньше, чем предыдущее панно. По их данным, минимальный возраст росписи составляет 53,5 ± 2,3 тысячи лет, то есть по меньшей мере 51,2 тысячи лет. Это древнейшее на данный момент монументальное пещерное искусство в мире.
Однако несколько лет назад ученые сообщали и о более древних пещерных росписях, изученных в испанских пещерах и приписанных рукам неандертальцев. Впоследствии другие исследователи весьма аргументированно опровергли эту информацию, показав, что их возраст существенно завышен. Подробнее об этой истории можно прочитать в нашем материале «Макароны по-неандертальски».
Артефакты обнаружили в египетском городе Тонис-Гераклион
Леони Хофф (Leonie Hoff) из Оксфордского университета проанализировала отпечатки пальцев, сохранившиеся на древних терракотовых статуэтках, которые археологи обнаружили в египетском городе Тонис-Гераклион. В общей сложности она исследовала девять артефактов VII–II веков до нашей эры, которые представляли собой и импортированные греческие изделия, и местную продукцию, изготовленную в греческом стиле. Ученая пришла к выводу, что в производстве подобных статуэток участвовали как взрослые мужчины и женщины, так и дети и подростки. Причем на одном и том же предмете могли присутствовать отпечатки людей разных возрастов, что, вероятно, говорит об обучении молодых помощников более опытными мастерами. Кроме того, как сообщается в статье из Oxford Journal of Archaeology, наличие женских отпечатков несколько противоречит сведениям, известным из древнегреческих письменных источников, что подобные статуэтки изготавливались главным образом мужчинами.