На востоке Испании открыли палеолитическое святилище с пещерным искусством

Возраст древнейших изображений из памятника Донес превышает 24 тысячи лет

Археологи обнаружили на востоке Испании ранее неизвестное святилище эпохи верхнего палеолита. Внутри пещеры Донес, расположенной в Валенсии, они нашли более 110 произведений монументального искусства, включая зооморфные рисунки. Возраст самых древних изображений, по предварительной оценке, может превышать 24 тысячи лет. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Antiquity.

От эпохи верхнего палеолита, когда по миру расселились люди современного анатомического типа (Homo sapiens), в разных уголках нашей планеты сохранились ярчайшие памятники монументального искусства. Долгое время считалось, что первыми доисторическими художниками были кроманьонцы, которые заселили Европу около 40 тысяч лет назад. Но открытия последних лет, сделанные в Юго-Восточной Азии, показали, что сапиенсы умели писать разноцветные картины на тысячи лет раньше.

Подавляющее большинство известных памятников, содержащих монументальные росписи, находится в одном регионе — Франко-Кантабрии, расположенной в северной части Испании и южной половине Франции, где открыто несколько сотен пещер с палеолитическим искусством, включая знаменитые пещеры Альтамира, Ласко и Шове. На территории России подобные памятники редки и известны только на Южном Урале. Это пещеры Капова, Игнатиевская и Серпиевская-2. Обычно археологи интерпретируют такие объекты, как древние святилища.

В новой работе Айтор Руис-Редондо (Aitor Ruiz-Redondo) из Саутгемптонского университета совместно с испанскими коллегами сообщил, что археологи открыли ранее неизвестный пещерный памятник с произведениями палеолитического искусства. Это произошло летом 2021 года, когда ученые обследовали пещеру Донес, расположенную в Валенсии, которая представляет собой галерею длиной около 500 метров. Ранее этот памятник был известен археологам только по находкам, относящимся к железному веку.

Еще в позапрошлом году ученые выявили в пещере Донес четыре наскальных рисунка, включая голову первобытного быка. Последовавшие в этом году дополнительные исследования позволили обнаружить большое количество разнообразных древних произведений, указывающих на то, что в верхнем палеолите здесь находилось крупное святилище.

В общей сложности археологи зафиксировали уже более 110 изображений, как минимум 19 из которых представляют собой зооморфные фигуры. Среди них оказались семь лошадей, семь олених и один олень-самец, два первобытных быка и еще две неопределимые фигуры животных. Большинство найденных изображений — это разного рода знаки, так называемые макароны, то есть рисунки, созданные на мягкой поверхности с помощью пальцев или орудий, а также отдельные линии или плохо сохранившиеся произведения.

Ученые отметили особенности выявленных произведений. Так, пространство внутри некоторых изображений древние художники заполнили, соскоблив «лунное молоко» — белую желеобразную массу, скапливающуюся на стенах или полу пещер в виде пленок, налетов или натеков. Ранее эта техника на востоке Пиренейского полуострова не встречалась. Кроме того, первобытные люди использовали красную глину, чтобы создать росписи, а не, например, более привычную охру.

Археологи пока не датировали изображения из пещеры Донес с помощью абсолютных методов, но они сообщили некоторые предварительные выводы об их возрасте. Судя по стилистике изображений, они созданы в домадленскую эпоху — более 20 тысяч лет назад. При этом в одном месте поверх отпечатков человеческих пальцев исследователи нашли след когтя пещерного медведя, который вымер в этом регионе около 24 тысяч лет назад. Следовательно, как минимум часть изображений древнее этой даты.

В начале нынешнего года мы рассказывали, как исследователи якобы расшифровали загадочные знаки из памятников с палеолитическим искусством и пришли к выводу, что они представляют собой лунный календарь или некую форму протописьменности. О том, почему эти утверждения очень сомнительны, читайте в нашем материале «Закрываем календарь, отменяем протописьменность».

Макароны по-неандертальски