Ученые идентифицировали двух лошадей и одного тура
Испанские ученые провели стереофотосъемку палеолитических росписей, которые больше ста лет назад нашли в пещере Ла-Пасьега. Эта работа позволила идентифицировать три ранее неопознанные фигуративные изображения: двух лошадей и одного тура. Кроме того, археологи по-новому интерпретировали три ранее известные фигуры, считавшиеся незаконченными произведениями. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Antiquity.
В северной части Испании и в южной половине Франции находится историко-культурная область Франко-Кантабрия, которая богата на пещерные памятники с росписями. Только в Кантабрии на сегодня известно более сотни пещер, содержащих произведения монументального искусства эпохи верхнего палеолита. Например, рядом с небольшим населенным пунктом Пуэнте-Вьесго находится комплекс пещер Монте-Кастильо, входящий в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Он включает сразу четыре пещеры с доисторическими изображениями: Эль-Кастильо, Лас-Чименеас, Лас-Монедас и Ла-Пасьега.
Памятник Ла-Пасьега открыли еще в 1911 году, после чего он неоднократно исследовался различными учеными. Пещера разделена на три сектора: западный (галереи А и B), восточный (галерея С) и центральный (зона D). В общей сложности ученые обнаружили в ней более 700 фигуративных изображений животных, среди которых преобладают олени, лошади, козлы и бараны, а также бизоны и туры. Кроме того, здесь же присутствуют многочисленные и разнообразные абстрактные знаки. Причем несколько лет назад группа исследователей пришла к выводу, что один из геометрических рисунков Ла-Пасьеги — дело рук неандертальцев (о том, почему этот вывод кажется сомнительным, читайте в нашем блоге «Макароны по-неандертальски»).
На этот раз трое испанских ученых во главе с Ракель Асиайн (Raquel Asiain) из Мадридского университета Комплутенсе провели стереофотосъемку пещеры Ла-Пасьега, чтобы зафиксировать трехмерную форму наскальных изображений. Эта работа позволила распознать три ранее неизвестных фигуративных рисунка, а также иначе взглянуть на еще три древних произведения, считавшихся фрагментарными.
В галерее А, между 17 и 18 группой изображений, исследователи заметили две ранее незафиксированные фигуры. Первый рисунок относится к группе 17 и представляет собой фигуру лошади красного цвета, первоначально описанную как несколько красных штрихов. Максимальный размер этого изображения составляет 450×400 миллиметров. Вторая фигура относится к группе 18 и представляет собой еще одно изображение лошади размером не более 460×300 миллиметров, рядом с которой находится рисунок лани.
В этой же галерее ученые по-новому взглянули на два хорошо известных рисунка, которые в 1913 году описали как незавершенные изображения лошади и оленя. Благодаря трехмерному изображению исследователи поняли, что нарисованные части фигур, по-видимому, дополняют естественные неровности стен пещеры. Еще одна аналогичная история с незавершенным изображением лошади, окрашенной желтой охрой, на пещерном своде в зоне D. Максимальная длина этого рисунка, по оценкам исследователей, составляет 600 миллиметров.
В галерее B исследователи обратили внимание на панно B.2, а точнее — на группу 54. Она состоит из изображения крупного бизона, под которым находится ранее нераспознанная фигура, первоначально принятая за «линию земли». Однако, по мнению ученых, эта фигура также на самом деле представляет собой изображение крупного рогатого животного (возможно, тура), максимальный размер которого составляет 1650×700 миллиметров.
В начале этого года по миру разнеслась новость, что британские исследователи расшифровали знаки на наскальных рисунках из многочисленных пещер с палеолитическим искусством. О том, что не так с этим исследованием, читайте в нашем блоге «Закрываем календарь, отменяем протописьменность».
В деле об искусстве неандертальцев появилась новая статья
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
Пока палеоантрополог Ли Бергер (Lee Berger) эпатирует публику заявлениями, что Homo naledi рисовали на стенах пещер Райзинг Стар примерно 300 тысяч лет назад, до сих пор никто не предоставил убедительных доказательств того, что подобное поведение было присуще гораздо более молодым видам людей. Теперь ученые изучили изображения на стенах французской пещеры Ла-Рош-Котар и представили аргументы в пользу того, что «макароны» и разного рода точки оставили после себя наши вымершие родственники. Давайте разбираться, почему предыдущие открытия пещерного искусства не впечатляли антропологов и археологов и насколько убедительны доводы авторов новой работы.