Зуб и фрагменты костей из испанской пещеры Эль-Кастильо приписали неандертальцам

Палеоантропологи описали окаменелости, найденные не меньше 20 лет назад

Палеоантропологи описали человеческие останки, найденные в начале XXI века в мустьерских слоях испанской пещеры Эль-Кастильо за последние 25 лет. Они представляют собой один неандертальский второй премоляр верхней челюсти, а также фрагменты промаксимальной фаланги пальца руки и головки бедренной кости. Последние две находки также, вероятно, принадлежали неандертальцам, однако у них отсутствует достаточное количество диагностических признаков. Результаты исследования опубликованы в Journal of Anthropological Sciences. Сопутствующая статья, посвященная этому памятнику, опубликована в Journal of Quaternary Science.

В испанской провинции Кантабрия, расположенной на севере страны, находится археологический памятник Эль-Кастильо, открытый в 1903 году. Эта пещера, включенная в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, в первую очередь известна благодаря произведениям наскального искусства, созданным людьми современного анатомического типа в эпоху верхнего палеолита.

Однако еще до прихода сапиенсов на Пиренейский полуостров пещеру Эль-Кастильо неоднократно посещали неандертальцы. Помимо мустьерских артефактов и фаунистических остатков, археологи обнаружили в этой пещере человеческие останки. Так, недавно исследователи опубликовали три молочных зуба, найденных в слоях, которые относятся к переходному периоду от среднего палеолита к верхнему. Все три находки, возраст которых составляет около 42–44 тысяч лет, принадлежали двум или трем неандертальским детям от 4 до 11 лет.

На этот раз Мария Долорес Гарральда (Maria Dolores Garralda) из Мадридского университета Комплутенсе совместно с коллегами из Германии, Испании и Франции представила результаты исследования других человеческих останков из этой же пещеры, обнаруженных в разные годы в отложениях с мустьерскими орудиями. Все три проанализированные находки происходят из участка, получившего условный номер XX. Самые молодые слои этого участка датируются временем около 47 тысяч лет, а самые древние — 70,4 ± 9,6 тысячи лет.

Первая находка представляет собой хорошо сохранившийся зуб, найденный в 1998 году в отложениях конца четвертой морской изотопной стадии или начала третьей (граница между этими двумя стадиями проходит примерно по 57 тысячам лет назад). Палеоантропологи определили, что он представляет собой второй левый премоляр верхней челюсти, который по своей морфологии схож с аналогичными зубами неандертальцев, при этом премоляр из Эль-Кастильо выделяется на фоне остальных благодаря толстому слою эмали и необычному строению пульпы.

Две других находки представляют собой кости посткраниального скелета, обнаруженные в более глубоких слоях отложений, возраст которых превышает 57 тысяч лет. Одна из них — фрагмент промаксимальной фаланги пальца (возможно, указательного) правой руки взрослого индивида, обнаруженный в 2001 году. Размер этой небольшой косточки составляет всего 22,7×10,9×8,8 миллиметра. Другая находка была сделана в 2003 году. Она представляет собой фрагмент головки, вероятно, правой бедренной кости, которая принадлежала ребенку примерно восьми лет. Хотя надежных диагностических признаков, позволяющих отнести к тому или иному виду древних людей, у этих находок нет, исходя из их возраста и контекста обнаружения, ученые считают, что они принадлежали неандертальцам.

Недавно на N + 1 рассказывали о питании иберийских неандертальцев, обитавших в португальской пещере Фигейра-Брава. Исследователи выяснили что больше 86 тысяч лет назад эти древние люди употребляли в пищу крабов. Они ловили их примерно в двух километрах от пещеры, приносили на стоянку, после чего поджаривали добычу на углях и разделывали.

Зубы и кости из Кооби-Форы приписали одному человеку умелому