Неандертальцы поймали крабов и поджарили их на углях

Об этом свидетельствуют находки из португальской пещеры Фигейра-Брава

Палеозоологи и археологи из Португалии исследовали остатки морских животных, обнаруженные в пещере Фигейра-Брава. Оказалось, что больше 86 тысяч лет назад неандертальцы, обитавшие на этой стоянке, употребляли в пищу крабов. Они ловили достаточно крупных особей примерно в двух километрах от пещеры, приносили их на стоянку, после чего поджаривали добычу на углях и разделывали. Об этом говорится в статье, опубликованной в журнале Frontiers in Environmental Archaeology.

Неандертальцев традиционно считают специализированными охотниками на крупных травоядных млекопитающих: мамонтов и носорогов, диких быков и лошадей, а порой и на 13-тонных прямобивневых слонов. Об этом свидетельствуют кости животных, обнаруженные на стоянках, а также результаты анализа состава изотопов в зубах и костях самих древних людей.

Но в последнее время появились данные, что в действительности рацион неандертальцев был более разнообразным. Так, порой они прибегали к каннибализму, подтверждения чему нашли, например, в испанской пещере Эль-Сидрон и на хорватском памятнике Крапина. Кроме того, исследования состава зубного камня неандертальцев из разных регионов показали, что они питались и растительной пищей, например, фисташками и бобами.

Известны также немногочисленные памятники, ассоциируемые с неандертальцами, на которых археологи нашли свидетельства употребления в пищу морских продуктов. Среди них выделяется португальская пещера Фигейра-Брава, расположенная примерно в 30 километрах от Лиссабона. Раскопки этого памятника позволили выявить четыре фазы пребывания неандертальцев, которые в общей сложности охватывают период от 106 до 86 тысяч лет назад. Помимо каменных артефактов, древесного угля и скорлупы кедровых орехов, исследователи обнаружили здесь остатки разных животных, включая копытных, птиц, морских млекопитающих и рыб, моллюсков и ракообразных.

Мариана Набиаш (Mariana Nabias) из Лиссабонского университета совместно с коллегами исследовала находки из пещеры Фигейра-Брава, сосредоточив свое внимание на остатках морских животных. Ученые пришли к выводу, что часть находок происходит из перемешанных отложений. Так, морские ежи и несколько видов крабов, похоже, оказались в пещере уже в эпоху голоцена, после чего их переместили в более глубокие слои роющие норы животные.

Однако существенная часть остатков крабов была найдена in situ, причем в основном в слоях отложений, относящихся к последней фазе пребывания неандертальцев. Самым представительным видом оказался большой сухопутный краб (Cancer pagurus), кроме того, среди находок были остатки Maja squinada. На 8,41 процента остатков (n = 68) ученые заметили следы от огня, причем, судя по черному цвету, за редким исключением крабы не подвергались воздействию очень высокой температуры. На них не было следов зубов плотоядных животных или грызунов, надрезок от орудий, зато были следы от ударов.

По данным ученых, большие сухопутные крабы из плейстоценовых отложений в основном представлены взрослыми самцами, вес которых в среднем составлял 800 грамм. По их мнению, больше 86 тысяч лет назад неандертальцы ловили этих животных примерно в двух километрах от пещеры, где в то время проходила береговая линия. После чего они относили их на стоянку, поджаривали на углях и употребляли в пищу. Из одного 800-граммового краба древние люди получали примерно 200 грамм мяса. Материалы из пещеры Фигейра-Брава представляют собой первый известный пример употребления в пищу крабов, относящийся к эпохе среднего палеолита.

Недавно мы рассказывали о результатах исследования другой неандертальской стоянки, обнаруженной в испанской пещере Куэва-Дэс-Кубьерта. Археологи нашли в ней многочисленные черепа крупных животных, которые находились в одном слое с мустьерскими каменными орудиями. Возможно, это скопление черепов образовалось в результате символической деятельности неандертальцев.

Неандертальцы охотились на 13-тонных прямобивневых слонов