Археологи из МГУ обнаружили в Каповой пещере тропу доисторического художника. Около 19–17 тысяч лет назад он прошел по залу Хаоса и пометил свой маршрут небольшими мазками и каплями красной краски. Подобные находки ранее были сделаны лишь на нескольких памятниках палеолитического искусства во Франции и Испании. Об этом сообщается в пресс-релизе Московского государственного университета.
В Бурзянском районе Республики Башкортостан, на правом берегу реки Белая, находится Капова пещера (Шульган-Таш), представляющая собой многоуровневую карстовую полость. Еще в 1959 году археологи обнаружили в ней настенные изображения, оставленные палеолитическими художниками. Последовавшие научные изыскания позволили выявить и расчистить в залах Купольном, Хаоса, Знаков и Рисунков изображения мамонтов, лошадей, носорога и прочих животных, а также зооантропоморфа и многочисленные геометрические знаки. Радиоуглеродный анализ показал, что люди посещали эту пещеру около 19500–16000 лет назад. Святилище в Каповой пещере по своему облику больше всего похоже на знаменитые памятники, найденные во Франко-Кантабрии.
Исследования Каповой пещеры продолжаются и сегодня. Помимо новых изображений, археологи нашли в этом святилище так называемые клады, которые представляют собой скопления порошкообразного пигмента разных цветов – от черного и желтого до насыщенно-красного. Раскопки также принесли многочисленные находки, среди которых оказались очаги, каменные и костяные орудия, глиняная жировая лампа, украшения из бивня и раковин моллюсков, а также остеологические материалы.
Участники Южно-Уральской археологической экспедиции под руководством Владислава Житенева (Vladislav Zhitenev) из МГУ провели исследования в Каповой пещере и обнаружили тропу доисторического художника, побывавшего на этом памятнике около 19–17 тысяч лет назад. В самом большом зале (зал Хаоса) Каповой пещеры они нашли маршрут, отмеченный небольшими пятнами и мазками красной краски. Он проходил почти через весь зал — от панно «Лошади и знаки» с рисунком верблюда до фигуры зооантропоморфа.
Помимо пролитой краски, археологи обнаружили еще не разведенный водой мелкий порошок для ее изготовления. Кроме того, среди находок оказались и преднамеренно окрашенные в красный цвет камни. Вероятно, это также свидетельства символических действий. Вячеслав Житенев отметил, что подобные тропинки известны лишь в очень небольшом числе пещер с палеолитическими настенными изображениями во Франции и Испании. Среди других находок также оказались ранее неизвестные свидетельства художественных практик, обнаруженные на стенах пещеры. Их необычность заключается в том, что рисунки были сделаны черной и коричневато-бурой краской, тогда как большинство других изображений в Каповой пещере выполнены красной краской.
Ранее на N + 1 уже рассказывали о Каповой пещере. Так, в 2017 году ученые из Южно-Уральской археологической экспедиции МГУ обнаружили в ней наскальное изображение верблюда, предварительный возраст которого составлял от 14,5 до 37,7 тысячи лет.
Михаил Подрезов
Артефакты обнаружили в египетском городе Тонис-Гераклион
Леони Хофф (Leonie Hoff) из Оксфордского университета проанализировала отпечатки пальцев, сохранившиеся на древних терракотовых статуэтках, которые археологи обнаружили в египетском городе Тонис-Гераклион. В общей сложности она исследовала девять артефактов VII–II веков до нашей эры, которые представляли собой и импортированные греческие изделия, и местную продукцию, изготовленную в греческом стиле. Ученая пришла к выводу, что в производстве подобных статуэток участвовали как взрослые мужчины и женщины, так и дети и подростки. Причем на одном и том же предмете могли присутствовать отпечатки людей разных возрастов, что, вероятно, говорит об обучении молодых помощников более опытными мастерами. Кроме того, как сообщается в статье из Oxford Journal of Archaeology, наличие женских отпечатков несколько противоречит сведениям, известным из древнегреческих письменных источников, что подобные статуэтки изготавливались главным образом мужчинами.