Похоже, они ездили верхом на лошадях уже пять тысяч лет назад
Антропологи исследовали останки 217 древних людей, найденные в Румынии, Болгарии, Венгрии и Чехии. Среди них оказались пять представителей ямной культуры, на костях которых присутствуют изменения, характерные для всадников. Это позволило сделать вывод, что скотоводы перемещались верхом на лошадях уже пять тысяч лет назад. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Science Advances.
Важной страницей в истории развития человечества стало начало использования лошадей в качестве транспорта, поскольку это повысило мобильность, улучшило торговые и культурные связи между разными группами, а также изменило способы ведения хозяйства и военного дела. Предполагается, что первоначально этих животных одомашнили ради мяса и молока. Самые ранние возможные свидетельства одомашнивания лошадей происходят из Казахстана и связаны с ботайской археологической культурой IV тысячелетия до нашей эры. При этом многие ученые не разделяют такого мнения, отмечая, что убедительных доводов в пользу такой интерпретации находок все еще нет.
В недавней работе генетики пришли к выводу, что прародина всех современных лошадей находится в Понтийско-Каспийской степи, откуда они широко распространились по разным регионам после 2200 года до нашей эры. Примерно к 2100 году до нашей эры относится самое раннее изображение всадника из Месопотамии, но нельзя исключать, что наездник сидит на осле или кунге.
Примерно к этому же времени (около 2000–1800 годов до нашей эры) относятся древнейшие и убедительные свидетельства использования колесниц, в которых запрягали лошадей. Доказательства этому археологи обнаружили на памятниках синташтинской культуры. Самые ранние потенциальные свидетельства верховой езды, относящиеся к 1890–1774 годам до нашей эры, ученые совсем недавно нашли в Казахстане. При этом широкое распространение всадничества относится уже к началу I тысячелетия до нашей эры.
В новой работе Мартин Траутманн (Martin Trautmann) из Университета Хельсинки совместно с коллегами из Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии, США и Финляндии исследовал останки 217 человек, найденные на 39 различных памятниках Румынии, Болгарии, Венгрии и Чехии. Большинство из этих людей (около 150) принадлежали к ямной археологической культуре, на что указали погребальный обряд и радиоуглеродный анализ. Все исследованные индивиды жили между V и II тысячелетиями до нашей эры.
Исследователи обратили внимание на останки индивида, найденные в одном из курганов ямной культуры в румынском жудеце Прахова. Они принадлежали взрослому мужчине 30–40 лет, который умер около 2879–2633 годов до нашей эры. На костях его скелета (тазовых, бедренных, позвонках) антропологи обнаружили изменения, характерные для человека, проводившего много времени верхом на лошади. Кроме того, у него был заживший перелом крестца, то есть травма, которую часто получают люди, упавшие с коня. По совокупности диагностических признаков ученые заключили, что этот ямник часто передвигался верхом.
Затем ученые составили перечень из диагностических признаков, по которым можно определить, был ли человек всадником. Свою оценку они проводили по 12-балльной шкале, определив, что считать наездниками можно тех индивидов, которые наберут не меньше семи баллов. В общей сложности они нашли еще четырех представителей ямной культуры из Болгарии и Венгрии, которые, по всей видимости, занимались верховой ездой. Останки принадлежали взрослым людям от 25 до 65–75 лет, которые жили между 3021 и 2623 годами до нашей эры.
Критериям отвечали также четыре индивида, которые не относились к ямной культуре. Двое из них жили в середине II тысячелетия до нашей эры. Два других случая заслуживают большего внимания. Так, останки одного человека 25–35 лет датируются концом IV тысячелетия до нашей эры – возможно, он жил уже во времена, когда в этот регион пришли первые скотоводы ямной культуры, к которой он сам не относился. Другой случай – это человек 25–35 лет из Венгрии. Хотя на его костях антропологи нашли достаточное количество диагностирующих признаков, они призвали не торопиться называть этого человека всадником – не в последнюю очередь из-за того, что он жил еще в медном веке (во второй половине V тысячелетия до нашей эры).
На костях еще девяти представителей ямной культуры исследователи нашли по три характерных для всадников признака, но этого не хватило, чтобы преодолеть установленную планку в семь баллов. То же самое относится еще к трем людям, жившим в конце IV тысячелетия до нашей эры (то есть до прихода ямников) и одному носителю культуры шнуровой керамики из Чехии.
Пять обнаруженных случаев позволили заключить, что для некоторых представителей ямной культуры верховая езда была обычным занятием уже пять тысяч лет назад. При этом из-за отсутствия конского снаряжения в военном деле лошади могли использоваться очень ограничено – например, чтобы добраться до места боя, после чего вести его пешком. Кроме того, верховая езда, вероятно, была полезна для пастухов, которым необходимо было контролировать свои стада.
Ямная культура привлекает внимание не только археологов, но и представителей многих других наук, например, палеогенетиков и лингвистов. Первые несколько лет назад обнаружили, что миграция ямников на запад значительно изменила генофонд Европы, а вторые связали этот процесс с распространением индоевропейских языков.
Погребение датируется примерно 3000 годом до нашей эры
Археологи из Чехии и Румынии обнаружили в коммуне Дрэгушени, расположенной примерно в 43 километрах румынского города Сучава, два древних кургана, которые серьезно пострадали в результате распашки земли. В одном из них исследователи нашли погребение носителя ямной археологической культуры, которая в этом районе представлена ограниченным количеством памятников. Под деревянным перекрытием располагалась могильная яма, в которой в скорченном положении находился скелет человека, посыпанный охрой. Захоронение датируется примерно 3000 годом до нашей эры, сообщает румынское информационное агентство Agerpress.