Палеогенетики обнаружили в Сирии древнейших гибридных животных

Палеогенетики обнаружили древнейших гибридных животных, выведенных селекционерами раннего бронзового века (около 2600–2200 годов до нашей эры). Они оказались потомством диких ослов и сирийских куланов. По всей видимости, эти животные высоко ценились на Ближнем Востоке вплоть до распространения домашних лошадей и известны в исторических источниках как кунга. Результаты исследования опубликованы в журнале Science Advances.

Ослы стали первыми вьючными и верховыми животными, которых одомашнил человек. Хотя время и место их доместикации остается достаточно дискуссионным вопросом, археологи полагают, что уже в додинастическом Египте и в Месопотамии урукского периода домашних ослов активно использовали местные жители. В отличие от лошадей они более неприхотливы в корме, более выносливы и могут долго обходиться без еды и воды. Лишь во II–I тысячелетиях до нашей эры ослов начали постепенно (но не полностью) заменять на лошадей и мулов.

Однако в клинописных текстах и на изображениях из Сирии и Месопотамии, относящихся к III тысячелетию до нашей эры, историки также нашли упоминания о ценном виде лошадиных (Equidae), который в англоязычной научной литературе обозначается как «кунга». Так, сведения о нем содержатся, в частности, в глиняных табличках, обнаруженных в древнем городе Эбла. Кунги упоминаются в качестве ценного и статусного товара, а изображения этих животных встречаются даже на царских печатях. Среди ученых существовала гипотеза, что кунга — это гибрид непарнокопытных животных, которых разводили в городе Нагар (Телль-Брак).

Эндрю Беннетт (Andrew Bennett) из Парижского университета совместно с учеными из Германии и США исследовал погребальный комплекс памятника Умм-эль-Марра, относящийся к 2600–2200 годам до нашей эры и расположенный на территории современной Сирии, в 55 километрах от города Алеппо. Археологи обнаружили там богатое погребение мужчины и женщины, инвентарь которых включал керамику, бронзовые и серебряные сосуды, оружие, украшения из драгоценных металлов. Кроме того, ученые раскопали полные скелеты 25 самцов семейства лошадиных.

Останки этих животных оказались непохожи на обычных лошадей, ослов или онагров, поэтому ученые высказали предположение, что это гибриды, которые могут быть кунгами. Судя по сохранившимся костям, эти животные были быстрее, чем обычные лошади, и сильнее, чем ослы. Выяснить видовую принадлежность этих лошадиных исследователи решили с помощью генетического анализа, для чего отобрали образцы из останков с памятника Умм-эль-Марра, костей лошади из ранненеолитического поселения Гебекли-Тепе и из останков последних остававшихся в живых сирийских куланов, хранящихся в австрийском музее.

Палеогенетики отметили, что, несмотря на плохую сохранность костей из-за жаркого сирийского климата, им удалось секвенировать ДНК. Полный митохондриальный геном был успешно прочитан у двух из шести лошадиных с памятника Умм-эль-Марра. Оказалось, что материнская линия этих непарнокопытных относится к диким ослам (E. africanus). По отцовской (Y-хромосомной) линии эти животные принадлежали к сирийским куланам (E. hemionus hemippus). По мнению ученых, это гибриды первого поколения, так как межвидовое потомство непарнокопытных обычно бесплодно или плохо плодовито.

Ученые заключили, что, учитывая захоронение этих животных в погребении знатных людей, по всей видимости, они были ценными кунгами, которые часто упоминались в клинописных текстах и изображались на царских печатях и прочих артефактах. По данным авторов исследования, это древнейший известный в истории случай, когда селекционеры раннего бронзового века скрещивали животных разных видов.

Однако не только благодаря селекционерам появляются гибридные виды животных. Так, ранее на N + 1 рассказывали, что чилийская утка и филиппинский селезень вывели потомство с половым диморфизмом. Кроме того, биологи впервые нашли гибридный вид птиц, обитающий в тропических лесах Бразилии.