Волгоградский археолог Александр Дьяченко представил результаты исследования двух нестандартных погребений первой половины III тысячелетия до нашей эры, раскопанных в Нижнем Поволжье. В могильных ямах находились останки взрослых мужчин, одного из которых похоронили в сидячем положении, а другого — в расчлененном виде. Похоже, это свидетельство культурного влияния со стороны населения Северного Кавказа на представителей ямной археологической культуры. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Нижневолжский археологический вестник.
Важную роль в истории бронзового века Евразии сыграла ямная археологическая культура (культурно-историческая общность), которая занимала обширное пространство от Дуная до Южного Урала. Она сложилась на базе хвалынской и среднестоговской энеолитических культур и существовала около 4000–2300 годов до нашей эры (включая репинский и полтавский этапы). Для ямников характерен набор определенных черт погребального обряда: захоронения в ямах (откуда и произошло название), строительство курганных насыпей, преимущественно скорченное положение умершего, обильная посыпка покойных охрой, а также восточная ориентировка.
Физический облик представителей этой культуры ученые описывают в основном как европеоидов высокого роста, но встречаются и другие антропологические типы, например, близкие к кавказскому, что связано со смешанным происхождением ямного населения. Их хозяйство основывалось на пастушеском скотоводстве — разводили преимущественно мелкий и крупный рогатый скот, а также лошадей. Ямники были знакомы и с металлургией, в том числе умели делать орудия из метеоритного железа. Похоже, они говорили на индоевропейских языках и оказали серьезное влияние на население Европы — следы их миграции на запад (как и на восток) отчетливо видны в палеогенетических исследованиях.
Александр Дьяченко (Alexander Dyachenko) из Волгоградского государственного университета представил результаты исследования курганов, раскопанных в могильниках Абганерово-V и Аксай-I, которые находятся в Волгоградской области, в бассейне реки Есауловский Аксай. Эпоха ранней бронзы в этом регионе представлена в основном памятниками ямной археологической культуры. Ученый обратил внимание на два нестандартных погребения первой половины III тысячелетия до нашей эры, отличающихся от традиционной практики ямников.
Первое из них было обнаружено во время раскопок кургана-1 могильника Абганерово-V. В этом достаточно крупном сооружении диаметром 35–36 метров и высотой около 1,36 метра археологи нашли девять разновременных погребений. Самое древнее из них (погребение-9) находилось в центральной части кургана в большой подпрямоугольной могильной яме размером 2,3×1,95×3 метра. На ее дне располагались останки пожилого мужчины, которого похоронили лежа на спине с подогнутыми ногами. Его пяточные кости лежали под тазом, а бедренные были прижаты к костям голеней. Позвоночник человека оказался переломлен, а лицевая часть черепа лежала на груди. Такая необычная поза, по мнению Дьяченко, объясняется тем, что индивида похоронили сидя на «корточках», вероятно, со связанными руками и лодыжками. Никакого погребального инвентаря и охры в могиле не было.
Второе погребение было раскопано во время изучения кургана-9 могильника Аксай-I диаметром 20 метров и высотой около полуметра. Центральное погребение этого сооружения было совершено в яме (могила-8) округлой формы размером 1,6×1,5×1,73 метра, окруженной каменным кольцом диаметром 16 метров. На дне могилы археологи обнаружили останки мужчины 50–60 лет с согнутыми в коленях ногами. Около костей его ног находилась часть грудной клетки с правой рукой. Кроме того, рядом находился череп, а также почти полный позвоночник, лежавший в стороне от тела. Судя по всему, умершего захоронили вторично в расчлененном виде уже после полного скелетирования останков. Но, видимо, люди старались сохранить традиционное скорченное на боку положение. В могильной яме археологи нашли сигарообразный каменный предмет (видимо, оселок) и небольшой плоскодонный сосуд.
Дьяченко отметил, что установить культурную принадлежность этих погребений достаточно сложно, поскольку очень мало вещевого материала. Ученый считает, что эти захоронения демонстрируют архаичные ямные черты и элементы новых культурных традиций. Останки из могильника Абганерово-V указывают на нестандартный статус умершего. Это объясняется как необычной позой погребенного, так и внушительным могильным сооружением. По всей видимости, в обряде прослеживается влияние позднемайкопской культурной общности. В погребении с расчлененным скелетом же видятся ямно-катакомбные черты. Тем самым Дьяченко связывает распространение нестандартных погребений в Нижневолжском регионе с культурным влиянием со стороны населения Северного Кавказа.
Ранее на N + 1 рассказывали о других исследованиях, посвященных погребениям ямной культуры. Так, археологи раскопали в Сербии два кургана ямников, возведенных около 3000–2900 годов до нашей эры. Кроме того, палеоантропологи обнаружили в Крыму погребение ямной культуры, в котором находились останки молодого мужчины с крупнейшей для бронзового века прижизненной трепанации черепа.
Они выяснили, что, скорее всего, останки из этого памятника принадлежали одному человеку, а не двум
Палеогенетики проанализировали ДНК, которую выделили из древних останков, найденных на итальянском палеолитическом памятнике Рипаро-Тальенте. Ученые пришли к выводу, что нижняя челюсть и кости посткраниального скелета принадлежали, скорее всего, одному взрослому мужчине, а не двум индивидам, как это предполагалось ранее. Как сообщается в статье, опубликованной в журнале Communications Biology, возраст останков составляет больше 16 тысяч лет.