Археологи раскопали в Монголии стоянку с материалами от среднего палеолита до Средневековья

Археологи представили результаты исследования пещерного памятника Цагаан-Агуй, который находится в Гобийском Алтае. Ученым удалось обнаружить артефакты, охватывающие обширный период от среднего палеолита до Средневековья. Среди находок оказались каменные орудия, бусины из сердолика, фрагмент бересты с надписями на старомонгольском языке, а также фаунистические остатки. Анализ этих окаменелостей указал на то, что около 60–27 тысяч лет назад в окрестностях стоянки была преимущественно сухая степь, в которой обитали такие животные, как архар, верблюды Кноблоха, дзерены, куланы, оронго и пещерные гиены. Последние, в частности, устраивали логово и непосредственно в самой пещере. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Antiquity.

В эпоху среднего палеолита и на начальном этапе верхнего палеолита заселение древними людьми Центральной Азии в основном проходило по среднегорным степным или лесостепным зонам, где присутствовали стадные копытные животные. Однако как минимум со среднего палеолита человек обитал и в регионах, климат в которых сегодня можно назвать экстремальным. Например, в Тибете археологи обнаружили высокогорные памятники, которые, вероятно, связаны с денисовским человеком.

Другой пример находится в Гобийском Алтае, на территории современного Баянхонгорского аймака, где в 1972 году выявили пещерную стоянку Цагаан-Агуй. Исследования, проходившие в конце 1980-х годов, позволили обнаружить на этом памятнике самое яркое проявление леваллуазской индустрии на территории Монголии. Эта пещера, расположенная на высоте около 2000 метров над уровнем моря, сегодня находится в зоне с экстремальными климатическими условиями. Там нет каменного сырья хорошего качества, бедная растительность, отсутствуют стадные копытные животные, высокая засушливость и серьезные перепады температур. Археологи датировали некоторые материалы этого памятника и выяснили, что слой-4 накапливался в интервале между 66±9 тысячами лет назад и 49±6 тысячами лет назад, а слой-3 — около 33–30 тысяч лет назад.

Группа ученых из Монголии, России и США под руководством Анатолия Деревянко (Anatoly Derevianko) из Института археологии и этнографии СО РАН представила результаты раскопок, проходивших в пещере Цагаан-Агуй в 2021 году. В минувшем году ученые заложили на этом памятнике два раскопа. В первом они обнаружили последовательность из трех культурных слоев, которая не совпадала с ранее описанной стратиграфией. Так, два из них относятся к эпохе голоцена, причем отложения в них оказались перемешанными в результате более поздней, в том числе современной, человеческой деятельности. Третий слой, по всей видимости, относится к эпохе плейстоцена, но также содержит смешанные археологические материалы. В этом раскопе ученые обнаружили материалы, охватывающие период от бронзового века до эпохи Средневековья (около 3300 года до нашей эры — 1500 года нашей эры). Среди найденных артефактов оказались сердоликовые бусины, фрагмент бересты с надписью на старомонгольском языке, бронзовая ложка, а также фрагменты древесины. Кроме того, ученые нашли каменные артефакты и фаунистические остатки эпохи плейстоцена.

Во втором раскопе исследователи обнаружили более продолжительную последовательность культурных слоев, раскопав их до слоя-6. Слой-1, по данным археологов, был накоплен в эпоху голоцена. Слой-2.1 оказался гораздо более древним — его отложения датируются временами максимума последнего оледенения или даже до него. Судя по ранее полученным датировкам, сделанным с помощью метода электронного парамагнитного резонанса, он относится к 25000±2000—23000±2000 лет назад. В этом слое ученые нашли каменные артефакты (в основном отщепы), изготовленные преимущественно из неместного сырья. Среди них оказался и предмет палеолитического искусства — обработанный стержень из серпентинита (змеевика), ближайшие выходы которого находятся в 40 километрах от пещеры. Каменные орудия (отщеп и два концевых скребка) содержались также в культурном слое-2.2.

Индустрию слоя-3 археологи определили, как относящуюся к начальному этапу верхнего палеолита. Продукты леваллуазского расщепления, бипродольные пластины и некоторые другие артефакты свидетельствуют о переходном характере этого комплекса. По их данным, коллекция этих находок оказалась схожа с теми, что были обнаружены в синьцзянской пещере Тунтяньдун (44–42 тысячи лет назад) и на монгольских памятниках Харганын-Гол-5 и Мойлтын-ам (50–38 тысяч лет назад). Кроме того, набор орудий указал ученым на вероятные связи с западными районами Центральной Азии и Китаем. Каменные артефакты среднего палеолита также содержались в четвертом—шестом культурных слоях.

В нижней части слоя-2.1 и в слое 2.2 археологи обнаружили свидетельства того, что культурный слой был перерыт. В этих более темных отложениях ученые нашли мелкие фрагменты костей животных, а также 62 копролита. Исследование этих находок позволило предположить, что в этом месте находилось логово пещерной гиены (Crocuta spelaea). В слое-3 археологи нашли остатки кострища, древесный уголь из которого позволил сделать вывод о том, что на стоянке сжигали большие куски древесины. Судя по прошлым радиоуглеродным датировкам, возраст этого древесного угля составляет около 33 тысяч лет.

Исследование окаменелых останков животных, найденных в пещере Цагаан-Агуй, показало богатство фауны Гобийского Алтая в эпоху плейстоцена и раннего голоцена. В культурных слоях, относящихся к морской изотопной стадии 3 (около 60–27 тысяч лет назад) археологи обнаружили, помимо останков пещерной гиены, кости кулана (Equus hemionus), верблюда Кноблоха (Camelus knoblochi), дзерена (Procapra gutturosa), архара (Ovis ammon) и оронго (Pantholops hodgsonii). По данным ученых, это свидетельствует о том, что в окрестностях пещеры на протяжении большей части плейстоцена преобладала сухая степная среда. Археологи заключили, что памятник Цагаан-Агуй представляет собой самый древний известный стратифицированный памятник эпохи среднего палеолита, обнаруженный в Монголии.

Ранее на N + 1 уже рассказывали об исследованиях памятника Цагаан-Агуй. Так, недавно стало известно, что палеонтологи впервые обнаружили на монгольской стоянке останки верблюда Кноблоха, который жил около 59–44 тысяч лет назад.

В Саффолке обнаружили фрагмент доисторической колесничной оси

Артефакт датируется примерно 400–100 годами до нашей эры

Британские археологи проводили охранно-спасательные раскопки в графстве Саффолк, где планируется строительство атомной станции Sizewell C, и обнаружили фрагмент деревянной оси от телеги или колесницы. Радиоуглеродный анализ этого артефакта, изготовленного из орешника, показал, что находка датируется примерно 400–100 годами до нашей эры. Об этом сообщается на сайте компании Cotswold Archaeology.