Палеоантропологи впервые обнаружили останки денисовца вне Алтая и Тибета

Палеоантропологи впервые обнаружили останки денисовца вне пещер Денисовой и Байшия. Находка представляет собой зуб девочки, жившей около 131–164 тысячи лет назад. Моляр был найден во время раскопок в лаосской пещере, а его принадлежность к денисовцам была впервые определена на основании морфологии. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Nature Communications.

В 2010 году стало известно о том, что палеогенетики прочитали древний геном индивида из Денисовой пещеры, который оказался отличен и от людей современного анатомического типа (Homo sapiens), и от неандертальцев (H. neanderthalensis). Ученые сделали это открытие, исследовав ногтевую фалангу мизинца Денисова-3, которая принадлежала подростку возрастом 13–16 лет, жившему около 76,2–51,6 тысячи лет назад. За 12 лет со дня публикации этой статьи ученые сумели обнаружить меньше десятка окаменелостей, которые достоверно можно считать денисовскими. За исключением одной, найденной в тибетской пещере Байшия, все они были раскопаны в Денисовой пещере. Исследование материалов этого памятника показало, что денисовцы оказались на Алтае около 300 тысяч лет назад и, видимо, исчезли в начале верхнего палеолита. Одной из самых ярких находок, сделанных за это время, оказался небольшой фрагмент кости Денисова-11. Анализ ДНК показал, что она принадлежала девочке, чьей мамой была неандерталка, а отцом — денисовец.

Хотя денисовцы вымерли очень давно, они внесли свой вклад во многие популяции современных людей, например, в коренное население Юго-Восточной Азии, Океании и Австралии. Недавнее исследование показало, что некоторые племена филиппинских негритосов унаследовали на 34–40 процентов больше денисовских генов, нежели коренные австралийцы и папуасы, то есть больше всех в мире. Кроме того, сразу несколько исследований продемонстрировали, что некоторые современные популяции получили вклад от двух разных групп денисовцев. Похоже, эти архаичные люди в древности заселяли обширные территории от Алтая до Юго-Восточной Азии. Возможно, некоторые уже известные древние находки принадлежали к этой популяции. Так, в прошлом году такие подозрения пали на череп из Харбина.

Группа ученых из Австралии, Великобритании, Германии, Дании, Китая, Лаоса, США, Франции и ЮАР под руководством Лауры Шакелфорд (Laura Shackelford) из Иллинойсского университета в Урбане-Шампейне исследовала нижний моляр гоминина (TNH2-1), который был обнаружен во время раскопок в пещере Там-Нгу-Хао-2, расположенной в Аннамских горах (Чыонгшон) в Лаосе. Морфология этого зуба демонстрирует, что это первый или второй нижний моляр ребенка, возраст которого по современным темпам развития составлял около 3,5–8,5 года.

С помощью методов урановых серий и электронно-спинового резонанса ученые датировали три зуба животных, установив, что отложения относятся к 188–117 тысячам лет назад. Кроме того, они провели оптическое датирование, получив еще два временных интервала: 143±24 и 133±19 тысяч лет назад. Эти датировки согласуются с оценкой возраста натечного камня (104±27 тысяч лет назад), ограничивающего наиболее позднее время накопления отложений. Учитывая эти данные, ученые пришли к выводу, что возраст зуба около 131–164 тысяч лет.

Фаунистические материалы из этой пещеры представлены в основном отдельными зубами крупных млекопитающих. Более того, большинство из них оказались повреждены дикобразами, поэтому из-за плохой сохранности определить видовую принадлежность этих останков оказалось затруднительно. Однако исследователи отметили, что фауна этого региона была похожа на ту, что существовала в конце среднего плейстоцена на юге Китая или на севере Индокитая.

Исследователи провели протеомный анализ эмали зуба TNH2-1, однако не сумели найти ни один пептид, который бы надежно позволил отнести эти останки к человеку современного анатомического типа, неандертальцу или денисовцу. Вместе с тем последовательности белков показали, что образец действительно принадлежал индивиду из рода Homo, который, по всей видимости, был женского пола. Анализ внутренней и внешней структуры моляра показал, что наибольшее сходство эта находка демонстрирует с образцом из пещеры Байшия. По абсолютным размерам только зубы людей среднего плейстоцена из Азии демонстрируют более крупные зубные коронки. Кроме того, пропорции ткани коронки совпадают с аналогичными показателями у второго моляра челюсти из пещеры Байшия, а также верхнего моляра Денисова-4. Сложная окклюзионная поверхность зуба из Лаоса также отличала его от человека флоресского (H. floresiensis), человека лусонского (H. luzonensis) и человека современного анатомического типа.

Палеоантропологи пришли к выводу, что теоретически этот зуб мог бы принадлежать неандерталке. Это бы существенно расширило ойкумену этого вида древних людей на юго-восток. Однако, учитывая сходство с образцом из пещеры Байшия, они заключили, что наиболее вероятно моляр принадлежал денисовке.

Ранее на N + 1 рассказывали о других исследованиях, посвященных денисовцам. Так, палеоантропологи описали фалангу пальца этого человека и выяснили, что по форме она не отличалась от современных. А археологи обнаружили на Алтае пещеру с каменными орудиями денисовского облика.

В Треблинке нашли могилы лагерной охраны