Древний череп из Китая отнесли к «человеку-дракону» или денисовцу

Ученые из Китая и Великобритании опубликовали в журнале The Innovation три статьи (1, 2, 3), посвященные анализу древнего отлично сохранившегося черепа из города Харбина. Они пришли к выводу, что находке не менее 146 тысяч лет и она принадлежала представителю ранее неизвестного вида людей, который они назвали Homo longi («человек-дракон»). Однако видные исследователи скептически оценили выводы коллег и предположили, что это, вероятно, первый найденный череп денисовского человека. Дискуссия относительно принадлежности черепа освещается в редакционной статье Science.

В 2010 году в Nature была опубликована статья, сообщающая об открытии ранее неизвестного вида людей — денисовского человека. Это стало возможным благодаря развитию палеогенетики. Долгое время единственным местом, где нашли останки этого вида, оставалась Денисова пещера в Солонешенском районе Алтайского края. За все годы ученые смогли обнаружить небольшие фрагменты костей и зубы пяти особей, в том числе одного ребенка-метиса, мамой которого оказалась неандерталка. Впоследствии исследователи выяснили, что в Китае еще в 1980 году на Тибетском плато нашли челюсть, принадлежащую денисовцу. Однако археологи не теряли надежд найти в Азии полноценный череп.

Цзи Цян (Qiang Ji) из Хэбэйского геологического университета совместно с учеными из Китая и Великобритании опубликовал две статьи, посвященные исследованию древнего черепа. Авторы пришли к выводу, что находка древностью более 146 тысяч лет относится к ранее неизвестному виду людей среднего плейстоцена, который они назвали Homo longi (в переводе — «человек-дракон»).

Сам череп обнаружил еще в 1933 году пленный китаец во время строительства моста в городе Харбине. Опасаясь, что его находку отберут японские надзиратели, он завернул ее в ткань и спрятал в колодце. Об этом китаец рассказал своим потомкам незадолго до своей смерти. Они же нашли череп и передали его в музей Хэбэйского геологического университета.

Харбинский череп массивен по размеру — больше других известных архаичных находок и сопоставим с Homo sapiens и Homo neanderthalensis. В то же время сам мозг, несмотря на большой объем (около 1420 миллилитров), был более примитивным, нежели у предков современных людей того времени. Сочетание апоморфных и плезиоморфных признаков отличает харбинского человека от других среднеплейстоценовых видов — H. sapiens, H. erectus, H. neanderthalensis, H. heidelbergensis / rhodesiensis.

Редакция Science привела мнения видных экспертов, относительно выводов исследования. Так, Марта Лар (Marta Lahr) из Кембриджского университета в восторге от самой находки, но скептически относится к тезису о новой параллельной линии Homo. Палеоантрополог Жан-Жак Юбле (Jean-Jacques Hublin) полагает, что этот отлично сохранившийся череп принадлежал денисовцу. Более того, единственный некитайский ученый, принимавший участие в исследовании, Крис Стрингер (Chris Stringer) из Музея естественной истории тоже убежден, что находка относится к денисовскому человеку. Единственный способ закрыть спор — это генетический анализ, который китайские ученые пока не сделали.

Ранее мы уже рассказывали о находках, связанных с денисовским человеком. Так, палеогенетики выяснили, что денисовцы опередили неандертальцев в заселении Горного Алтая, а челюсть, найденная в китайской пещере Байшия в 1980 году, принадлежала денисовцу.

Ядро культуры?