Денисовцы опередили неандертальцев в заселении Горного Алтая

Палеогенетики проанализировали 728 образцов отложений из Денисовой пещеры и обнаружили в 79 пробах фрагменты митохондриальной ДНК денисовцев, а еще в 47 – неандертальцев. Самый древний биологический материал принадлежал денисовцам. Его обнаружили в образце из культурного слоя, относящегося к 294–206 тысячам лет назад. Ученые выяснили, что различные линии неандертальцев пришли на стоянку позже, но в отдельные длительные периоды оставались единственной популяцией людей в Денисовой пещере. Результаты исследования опубликованы в журнале Nature.

Денисова пещера находится на территории Солонешенского района Алтайского края в долине реки Ануй. Первые археологические работы здесь проведены еще в 1978 году академиком Окладниковым и продолжаются до сих пор. В разное время здесь проживали неандертальцы и предки современных людей. Мировую известность стоянка получила после публикации в 2010 году в журнале Nature результатов генетических исследований древней фаланги мизинца ребенка, оказавшегося представителем ранее неизвестного вида – денисовцем.

За время работ археологи смогли обнаружить фрагменты костей пяти денисовцев, причем матерью одного из них оказалась неандерталка. Впоследствии останки денисовца также идентифицированы в тибетской пещере Байшия. Самые древние культурные слои в алтайской пещере, вероятно, относились к денисовским. Исследование 2019 года показало, что они обитали в пещере 287–51 тысячу лет назад, а неандертальцы – 193–79 тысяч лет назад. Однако эти данные регулярно смещаются и уточняются в разные стороны. Кроме того, они не обозначают периоды постоянного проживания, так как в разное время пещеру заселяли генетически далекие друг от друга популяции древних людей, что характерно и для соседних стоянок.

Елена Завала (Elena Zavala) из Института эволюционной антропологии общества Макса Планка совместно с учеными из Австралии, России и Израиля проанализировала 728 образцов отложений из Денисовой пещеры, чтобы выделить из них ДНК. Они преследовали своей целью обнаружение биологического материала древних представителей Homo и фауны, дабы детально реконструировать последовательность заселения стоянки людьми.

Генетики сумели идентифицировать митохондриальная ДНК древних млекопитающих в 685 образцах (94 процента) из всех отобранных слоев, включая те, что старше 290 тысяч лет. Митохондриальная ДНК древних людей обнаружили в 175 пробах (24 процента), относящихся почти ко всем слоям из трех галерей пещеры.

В ходе исследований ученые смогли выделить несколько линий неандертальцев, проживавших в Денисовой пещере. Первая восходит к останкам со стоянки Сьерра-де-Атапуэрка в Испании, относящимся к 430 тысячам лет назад. Вторая – к находкам из пещеры Холенштайн-Штадель в Германии. Третья линия – самая распространенная, известная по всем другим неандертальцам. Всего денисовский материал содержался в 79 пробах, а неандертальский – в 47. Кроме того, ученые обнаружили фрагменты митохондриальной ДНК, которые принадлежали ранее неизвестной линии неандертальцев, отклонившейся от основной около 255–230 тысяч лет назад.

Самая старая извлеченная митохондриальная ДНК людей принадлежала денисовцу. Ее обнаружили в образце из 21-го слоя центральной галереи, относящегося к 250±44 тысячам лет назад. Исследователи установили, что отложения раннего среднего палеолита древностью более 170±19 тысяч лет относятся именно к денисовцам. Однако в образцах, относящихся к 130–100 тысячам лет назад, присутствует только генетический материал неандертальцев, а последовательности схожие с Денисова-11 появляются в отложениях после 80 тысяч лет назад.

Генетики также рассмотрели древнюю фауну, ДНК которой нашли в образцах. Они подтвердили присутствие верблюда Кноблоха (Camelus knoblochi) в плейстоценовых слоях. Изменения относительной численности млекопитающих с течением времени согласуется с известными данными по полорогим (Bovidae), гиеновым (Hyaenidae), псовым (Canidae) и медвежьим (Ursidae). Митохондриальная ДНК слоновых (Elephantidae) относится во всех слоях к шерстистому мамонту (Mammuthus primigenius). Пещерного медведя (Ursus spelaeus), доминировавшего в слоях древнее 187 тысяч лет, заменил к 112 тысячам лет назад бурый медведь (Ursus arctos). Ученые также обнаружили три различные гаплогруппы митохондриальной ДНК, относящихся к пятнистым и пещерным гиенам (Crocuta). Тем самым Алтай был зоной контакта не только для разных видов людей, но и другой фауны.

В результате исследований ученые отметили, что фрагменты митохондриальной ДНК, извлеченные из слоев среднего палеолита (после 80 тысяч лет назад) демонстрируют генетическую близость не только с Денисова-3 и Денисова-4, но и с находкой в тибетской пещере Байшия. Генетики предположили, что плейстоценовые млекопитающие мигрировали из Юго-Восточной Азии вдоль восточных предгорьев Гималаев на Северо-Западный Алтай. Это могло стимулировать денисовцев отправиться вслед за ними. Кроме того, обнаруженные митохондриальные ДНК неандертальцев ограничивают период получения генов от смешения с ранними предками современных людей 430–170 тысячами лет назад.

Новые исследования, посвященные денисовцам, на N + 1 не обходят стороной. Ранее мы рассказывали, что люди современного типа скрещивались с денисовцами дважды, а статистический анализ отодвинул время расхождения неандертальцев и денисовцев.

На индонезийском острове Кисар обнаружили 15-тысячелетнее двойное погребение