На Алтае нашли пещеру с каменными орудиями денисовского облика

Археологи провели раскопки Козьей пещеры, расположенной в Алтайском крае. Они обнаружили в ней восемь каменных артефактов денисовского облика, возраст которых превышает 55 тысяч лет. Исследователи также собрали более семи тысяч фрагментов костей животных, на некоторых из которых присутствуют следы, оставленные древними людьми. Результаты исследования опубликованы в журнале Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий.

В эпоху среднего палеолита на Алтае проживали две популяции людей — денисовцы и неандертальцы, свидетельства чего находятся в пещерах и на открытых стоянках. Самый известный памятник этого периода — Денисова пещера, куда архаичные люди пришли по меньшей мере 300 тысяч лет назад. Исследование останков, обнаруженных на этой стоянке, а также в пещерах Окладникова и Чагырской, не только позволило обнаружить ранее неизвестный подвид гоминид (денисовцев), но и выяснить, что в Южную Сибирь в разное время приходили не менее двух генетически далеких друг от друга групп неандертальцев. Археологи отмечают, что каменные орудия неандертальцев и денисовцев различались техникой изготовления: если первые использовали хорошо выраженное радиальное расщепление, то вторые — в основном технику пластинчатого скола.

В ходе поиска новых памятников эпохи палеолита археологи в 2020 году провели разведки на Северо-Западном Алтае. Так, в Краснощековском районе Алтайского края они нашли рядом с притоком реки Чагырки Козью пещеру. Она представляет собой карстовую полость, состоящую из одного зала длиной 16 метров и двух галерей. Заложив разведочный шурф, археологи обнаружили многочисленные кости животных и два отщепа. Они предварительно отнесли этот памятник к эпохе среднего палеолита.

Владимир Харевич (Vladimir Kharevich) из Института археологии и этнографии СО РАН совместно с российскими учеными исследовал Козью пещеру. Археологи зафиксировали на этом памятнике три культурных слоя, в древнейшем из которых они обнаружили каменные артефакты, многочисленные угольки, а также фаунистические материалы. Для слоя 3.2 исследователи получили две радиоуглеродные датировки методом ускорительной масс-спектрометрии. Одна из них оказалась омоложенной — около 3734 лет назад, что, видимо, объясняется деятельностью грызунов. Вторая — древнее максимального предела действия метода, то есть более 55 тысяч лет.

В древнейшем слое археологи нашли восемь каменных предметов, относящихся к эпохе среднего палеолита. Четыре из них оказались фрагментами отщепов, три — отщепами с ретушью. По мнению исследователей, самой примечательной находкой оказался фрагмент леваллуазского остроконечника. Археологи полагают, что артефакты относятся к денисовскому варианту индустрии среднего палеолита Горного Алтая, ближайшие аналогии которому известны из пещеры Страшная.

В ходе раскопок и промывки рыхлых отложений ученые собрали 7422 фрагмента костей животных, большая часть которых представляет собой неопределимые обломки. Палеозоологи установили, что определимые кости и зубы в основном принадлежали травоядным животным (62,2 процента) — сибирскому горному козлу (Carpa sibirica), лошади (Equus sp.) и степному бизону (Bison priscus). Отдельные находки принадлежали мамонту (Mammuthus primigenius), шерстистому носорогу (Coelodonta antiquitatis) и гигантскому оленю (Megaloceros giganteus). Кости хищников представлены пещерной гиеной (Crocuta crocuta spelaea), волком (Canis lupis) и лисицей (Vulpes vulpes).

Больше половины костей, по мнению исследователей, побывали в пищеварительном тракте крупных хищников — пещерных гиен и волков. Однако на некоторых из них они обнаружили следы расщепления каменными орудиями, видимо, для добычи костного мозга. В общей сложности такая деятельность человека зафиксирована на восьми костях. Ученые пришли к выводу, что в основном кости животных в пещере появились из-за активности хищников, но и древние люди также посещали этот памятник.

Ранее на N + 1 рассказывали о результатах раскопок другого алтайского палеолитического памятника — Денисовой пещеры. Так, в 2021 году археологи обнаружили в ней фрагменты кольца и браслета из белого мрамора, а также нашли 3154 каменных артефакта.

Неандертальцы отопили пещеру торфом и навозом