Археологи и биологи исследовали неопределяемые костные фрагменты, обнаруженные в Денисовой пещере, и с помощью анализа пептидов обнаружили пять костей гоминид. Палеогенетикам удалось выделить митохондриальную ДНК из четырех образцов, три из которых принадлежали денисовцам, а один — неандертальцу. Останки денисовцев находились в богатом на археологический материал культурном слое возрастом около 187–217 тысяч лет — это древнейшие надежно датированные костные останки представителей этой вымершей популяции людей. Результаты исследования опубликованы в журнале Nature Ecology & Evolution.
На территории Солонешенского района Алтайского края в долине реки Ануй расположена Денисова пещера. Первые археологические работы здесь начались еще в 1978 году и продолжаются по сей день под руководством Михаила Шунькова (Mikhail Shunkov) из Института археологии и этнографии СО РАН. Мировую известность этот памятник приобрел в 2010 году, когда в журнале Nature была опубликована статья, посвященная неизвестной популяции людей с Алтая эпохи среднего палеолита. Палеогенетики секвенировали митохондриальную ДНК, которая оказалась отличной и от неандертальской, и от кроманьонской.
В последующие годы палеогенетики обнаружили кости и моляры еще трех денисовцев, а также одной девочки, чей отец оказался денисовцем, а мама — неандерталкой. Ученые предполагают, что предки неандертальцев и денисовцев вышли из Африки не менее 500–600 тысяч лет назад и достаточно быстро разделились. В 2018 году останки этой популяции впервые идентифицировали за пределами Денисовой пещеры. Выяснилось, что еще в 1980 году в тибетской пещере Байшия нашли челюсть с двумя зубами, принадлежавшую денисовскому человеку.
Современные популяционные исследования показывают, что эти архаичные люди, по всей видимости, дважды смешивалась с предками современных людей. Денисовские гены присутствуют у австралийских аборигенов, островного населения Юго-Восточной Азии и Океании. Недавно стало известно, что лидером по количеству денисовских генов оказались филиппинские негритосы. Возможно, контакты с архаичной популяцией позволили некоторым народам лучше адаптироваться к экстремальным условиям. Так, денисовские гены помогают тибетцам не страдать от гипоксии в условиях высокогорья.
Археологи и биологи из Австрии, Великобритании, Германии и России при участии Сванте Пэабо (Svante Pääbo) из Института эволюционной антропологии Общества Макса Планка и Анатолия Деревянко (Anatoly Derevianko) из Института археологии и этнографии СО РАН исследовали 3791 неопределяемый костный фрагмент, обнаруженный в разных культурных слоях восточной галереи Денисовой пещеры. С помощью пептидного массового фингерпринта исследователи искали белки в костном коллагене, которые позволяют идентифицировать останки на уровне рода, семейства, а иногда и вида.
Большинство костных фрагментов происходило из 14-го и 15-го слоев, где раньше останков гоминид не находили, хотя в пещерных отложениях 15-го слоя присутствовала ДНК денисовцев. Подавляющее большинство проанализированных фрагментов оказались останками крупных травоядных (Bos/Bison, Equidae и Cervidae) и плотоядных животных, что соотносится с результатами прошлых исследований. Пять костных фрагментов содержали пептиды, характерные для гоминид (четыре из 15-го слоя, один — из 12-го). Ученые отметили, что человекообразные обезьяны на Алтае не известны, поэтому кости наверняка принадлежат людям.
Палеогенетики решили установить видовую принадлежность этих останков. Им удалось извлечь достаточное количество митохондриальной ДНК в четырех из пяти случаев (Denisova—17, Denisova—19, Denisova—20, Denisova—21). Оказалось, что три образца принадлежали денисовцам, а один — неандертальцу (Denisova—17).
Фрагмент кости неандертальца был обнаружен в 12-м слое с датировкой около 150–130 тысяч лет назад. Палеогенетики оценили молекулярный возраст митохондриальной ДНК примерно в 134 тысячи лет. Исследование показало, что он отдаленно связан с двумя другими неандертальцами из Денисовой пещеры (Denisova—5 и Denisova—15). Все образцы с денисовской митохондриальной ДНК происходят из 15-го слоя, более того, Denisova—19 и Denisova—21 могли принадлежать одному человеку или близким родственникам по материнской линии. На филогенетическом дереве денисовские образцы располагаются рядом с ранее обнаруженными костями Denisova—2 и Denisova—8. Культурный слой с этими находками относится ко времени 217–187 тысяч лет назад.
Прошлые находки костей денисовцев были сделаны в культурных слоях с достаточно бедным археологическим материалом. Этот же случай стал исключением. Климат в этот период на Алтае был сопоставим с сегодняшним, что привлекало как гоминид, так и фауну. Местные жители, судя по находкам из пещеры, охотились на сибирских косуль (Capreolus pygargus), благородных (Cervus elaphus) и большерогих оленей (Megaloceros giganteus), диких лошадей (Equus ferus), бизонов (Bison priscus), шерстистых носорогов (Coelodonta antiquitatis) и дзеренов (Gazella guttursza). Кроме того, в этот период люди могли конкурировать за ресурсы с обыкновенными (Canis lupis) и красными (Cuon alpinus) волками, чьи кости также нашли в пещере.
Археологи также обнаружили в этом слое богатую коллекцию каменных артефактов. С одного квадратного метра они собрали более 3000 предметов, самыми распространенными из которых были скребла. По своей типологии эти орудия относятся к раннему этапу среднего палеолита, но прямых аналогий с других памятников Северной и Центральной Азии они не имеют.
Ранее на N + 1 рассказывали о других исследованиях и находках, связанных с денисовцами. Так, ученые из Китая и Великобритании обнаружили череп возрастом не менее 146 тысяч лет, который отнесли к виду Homo longi («человек-дракон»), хотя многие считают его денисовским. Кроме того, палеогенетики выяснили, что денисовцы опередили неандертальцев в заселении Горного Алтая.
Михаил Подрезов