Ученые из Франции, Канады и России описали фалангу пальца денисовского человека. Оказалось, что по форме она больше напоминает современных людей, чем более близких к денисовцам неандертальцев. Работа опубликована в журнале Science Advances.
Коренные зубы и фрагменты челюсти — те немногие останки денисовских людей, что пока удалось найти — изучены довольно неплохо. Так, например, мы уже знаем, что по форме зубов денисовцы походили на людей из среднего плейстоцена и частично — на неандертальцев. Филогенетический анализ тоже ставит денисовцев ближе к неандертальцам, чем к людям современного типа. Однако до сих пор оставалась неисследованной та самая кость, которая позволила выделить денисовцев в отдельный вид — дистальная (крайняя) фаланга пальца.
В 2009 году фалангу разделили на две части: маленькую проксимальную, то есть ближнюю, и большую дистальную, то есть дальнюю. Первую часть отправили на анализ ДНК в Германию, вторую — в Калифорнию, а затем во Францию. Эндрю Беннетт (Andrew Bennett) с коллегами из Франции, Канады и России прочитал ДНК из второй части фаланги, а также описал ее морфологию.
Как и следовало ожидать, геном из второй части фаланги практически совпал с геномом первой части, что лишь подтверждает, что лаборатории работали независимо друг от друга с высокой точностью. Гораздо сложнее оказалось проанализировать форму кости, потому что исходные фотографии фаланги были потеряны. Исследователям пришлось соединить две части заново, используя компьютерную модель для первой и данные компьютерной томографии для второй.
Сначала ученые определили возраст девочки, которой принадлежала фаланга. В самых первых отчетах исследователей, которые обнаружили эту кость, упоминается, что девочке было, предположительно, 6-7 лет. Однако Беннетт с коллегами обратили внимание на состояние эпифизов — участков между головкой и телом кости, за счет которых она постепенно удлиняется у детей. К окончанию роста эпифиз полностью срастается с остальной костной тканью. У денисовской девочки эпифиз сросся не до конца, поэтому авторы статьи считают, что она была подростком. Если предположить, что денисовцы развивались примерно в том же темпе, что и современные люди, то этой девочке можно дать около 13,5 лет.
Затем исследователи взялись сравнивать форму кости с известными фалангами неандертальцев и людей современного типа. Все результаты измерений денисовской кости попали в диапазон значений для современных людей. Правда, они все оказались в районе нижней границы диапазона, но авторы статьи считают, что это логично, с учетом того, что обладатель кости — 13-летняя девочка. Зато в диапазон значений для неандертальцев не попало ни одно из измерений денисовской кости.
Таким образом, несмотря на генетическое родство, пальцы денисовцев оказались совсем не похожи на пальцы неандертальцев. Это может означать, что характерную форму фаланг неандертальцы приобрели сильно позже, после расхождения с денисовской ветвью.
2019 год оказался богат на открытия, связанные с денисовцами: в течение нескольких месяцев ученые
заселения Денисовой пещеры,
в ней останки пятого денисовца, а также
первого денисовца на Тибетском плато.
Полина Лосева
Это одно из древнейших преднамеренных захоронений, найденных к востоку от линии Уоллеса
Археологи раскопали на памятнике Рату-Мали-2, который находится на небольшом индонезийском острове Кисар, двойное погребение древних людей. Радиоуглеродный анализ находок, сделанных в этой пещере, показал, что покойные жили около 15,5–14,7 тысячи лет назад. Как сообщается в препринте, выложенном на сайте Research Square, это одни из древнейших преднамеренных захоронений, обнаруженных в Уоллесии.